Греция-2011: виды на реструктуризацию ЧII
Принципиальная разница между долговыми кризисами в Греции и Латинской Америке состоит в том, что европейские институты взяли на себя бремя кредиторов вместо частных инвесторов. Это усложняет ситуацию и увеличивает количество игроков, которые пострадают от реструктуризации.
По некоторым подсчетам, обслуживание долга Греции достигнет пика к 2014г. и составит €50 млрд. Общее обслуживание долга за 5,5 лет составит €240 млрд, что соизмеримо с ВВП Греции. По подсчетам МВФ, Греции необходимо найти порядка €120 млрд в течение ближайших трех лет.
Правительства стран еврозоны выделили на экстренные займы для Греции порядка €38 млрд, и эта цифра может вырасти до €80 млрд к 2013г., когда заканчивается программа финансовой помощи от этих стран и МВФ.
Простое продление срока погашения негативно скажется на греческих банках и пенсионных фондах. Если пенсионные фонды не смогут выплачивать пособия, придется платить государству, которое и так страдает от бюджетного дефицита.
В этом году Греции необходимо рефинансировать €58 млрд, но с этим проблем не возникнет, так как эта сумма покрывается пакетом финансовой помощи от ЕС и МВФ. Трудности могут возникнуть в следующем году, когда Греции придется выйти на рынок и рефинансировать минимум от средне- и долгосрочных бумаг (€27 млрд) с истекающим сроком погашения, а затем и полностью обеспечивать выплату номинала в середине 2013г.
Иначе говоря, Греция застряла между молотом и наковальней, так как греческие банки сильнее всего пострадают от реструктуризации. В свою очередь ЕЦБ (греческие банки заняли €94 млрд у ЕЦБ) примет самый большой удар от этого мероприятия. Стресс-тесты показали, что греческие банки хранят преимущественно греческие гособлигации на своих счетах. Таким образом, в то время как сама реструктуризация выглядит правильным ходом, последствия могут привести к новым проблемам, которые потребуют новых решений. Тревожным последствием краха Lehman была именно взаимозависимость внутри финансовой системы.
Та часть помощи, которая была оказана ЕС и МВФ в размере €110 млрд уже реструктуризирована. Были снижены проценты, а также продлены сроки возвращения кредитов. Однако здесь возникает вопрос так называемого «морального ущерба». Эта проблема в основном относится к Германии, где бремя официальной финпомощи Греции и другим странам падает на налогоплательщиков, которые выступают против поддержки проблемных стран. В виде стимула привести в порядок госфинансы, страны-должники должны платить более высокие проценты.
В процессе переговоров стало известно, что Греция просит снизить процентную ставку по кредитам от ЕС и МВФ и отодвинуть срок выполнения цели по сокращению бюджетного дефицита до 3% ВВП на два года - до 2016г. Также греческое правительство хотело бы ослабить обязательства по сокращению госрасходов, взятые в рамках кредитной программы, так как они слишком тяжело сказываются на экономике страны.
Агентство S&P считает, что партнеры Греции по еврозоне, открывшие стране кредитную линию на €80 млрд в рамках пакета ЕС/МВФ, могут согласиться пролонгировать свои кредиты. Однако при этом они потребуют аналогичных уступок от коммерческих кредиторов Греции, что будет означать участие частного сектора в реструктуризации греческих долгов.
Очень важно, что при реструктуризации не должно возникнуть проблем с обеспечением правовой санкции, так как 95% греческого госдолга находится под юрисдикцией местного законодательства.