В текущей ситуации существенно меняется смысл понятий как потребления, так и рабочего места.
Поскольку имеется некий цивилизационный перекос, которого никто почему-то не хочет замечать.
А именно: смещение акцентов с потребления товаров и услуг к потреблению впечатлений.
Именно таким образом разрешается сейчас и разрешалось всегда противоречие между возрастающими потребностями и дефицитом ресурсов, прежде всего ресурсов энергетических.
Т. е. происходит виртуализация удовлетворения потребностев. Замена товара/услуги его суррогатом.
Колбасы на всех не хватает – будете жрать батончики из сои+крахмал+глутамат натрия.
Теперь – это и есть колбаса, и ничто иное.
А вместо поездки в Кению извольте просмотреть 3-D репортаж оттеда.
Следующий шаг – ещё проще. Реклама, например. Вроде рекламируется зубная щётка – а потребляемое впечатление – роскошная фотомодель.
И так далее.
Так что необязательны рабочие места. При логической завершённости этой модели – “Матрица” a la братья Вачовски* (Этого, конечно, не будет, но модель красива как метафора).
Ещё примеры.
1.Эрзац-кофе в Германии 30-х годов. И куча других суррогатов.
А естественным продолжением политики замещения суррогатами стало, кста, то, что серийный ящик с претензией на массовость (модель “народного телевизора”, телевизионные кафе и даже первый кабельный канал(!) ) появился именно у Гитлера в 36-м.
2. Средневековая ресурсная катастрофа ---> потребность в объяснении проблем ---> охота на ведьм со всеми вытекающими пиротехническими шоу и масс-медийным потоком того времени.
Настаиваю: любой исторически крупный конфликт человечества с его ресурсной базой, начиная как минимум с бронзового века, приводил к глобальной виртуализации потребления.
В этом контексте слоган безотходной экономики – скорее отвлекающий манёвр
Под всем написоным – крупное ИМХО.
______________________
*Уже брат и сестра, кста недавно узнал.