Первое правило. Самое важное. Начни с чистого листа
Забудь про все, что ты делал до этого. Про все обязательства, обещания и привязанности. Посмотри на то, что ты делаешь, как бы с чистого листа. Представь, что ты новый человек, который только пришел в организацию, и у тебя все только начинается. Какие бы ты решения и действия предпринял в новых кризисных условиях, когда тебя ничего не связывает с прошлым? И действуй в соответствии с тем планом, который бы реализовывал абсолютно новый руководитель. Тебе проще и сложнее одновременно. Ты больше знаешь, и это защищает от ошибок, но ты связан предыдущим опытом и от этого степень жесткости решений может серьезно пострадать.
Начни с чистого листа, почувствуй свободу.
Второе правило. Забудь, что ты крутой
Нам всем приятно осознавать, что мы крутые, знающие профессионалы. Но в эти периоды все меняется настолько, что прежние правила и законы зачастую перестают работать.
Мы слишком долго считали себя крутыми, уникальными и самодостаточными. Но это, увы, не так.
Мы настолько далеко от того, куда убежал мир, мы на другом уровне производительности, эффективности того, что мы делаем. Поэтому забудь, что ты крутой. Посмотри, как это делают другие, посмотри как это делают лучшие в мире компании и организации, — и начинай делать, как они. Иначе погибнешь в этом стремительно глобализующемся мире.
Третье правило. Измени то, как ты делаешь бизнес. Быстро. Жестко. Радикально
Оставь себе только то, что тебе действительно нужно. То, что является твоим и только твоим преимуществом. Все остальное отдай, продай, переведи на outsourcing.
Поменяй бизнес-модель того, как ты управляешь своим бизнесом, как ты взаимодействуешь с Клиентом, как ты покупаешь и как ты продаешь. Масштаб изменения бизнес-моделей, которые зачастую не менялись десятилетиями, может быть огромным. И это при правильной реализации изменений дает огромный эффект. И это устойчивый эффект и глубокий эффект, в отличие от традиционных “обрезаний” в такие периоды.
Подобные по глубине и радикальности изменения в такие периоды даются легче. Потому что люди более открыты к изменениям и готовы мириться с меньшим из зол.
Четвертое правило. Думай про деньги
Деньги в период кризиса — это один из самых востребованных ресурсов. Если денег у тебя нет — ты и твоя организация находятся в самой уязвимой позиции. Поэтому думай про деньги. Но думай про деньги не в короткую. Этот кризис будет затяжным и тут быстрые решения, типа не платить никому, не работают. Что делать конкретно, не буду рассказывать, тут универсальные советы давать сложно. У каждого своя ситуация

Пятое правило. Сконцентрируйся
В ситуации, когда все вокруг меняется и все внутри надо менять, критически важно выставить правильные приоритеты и сконцентрироваться. От чего-то нужно сразу отказаться и забыть. Но забыть, не оставляя на потом нерешенных проблем, которые будут гнить и распространять гниение на все, чем ты управляешь.
Поэтому выбери для себя приоритеты, которых не может быть много. И бей по ним по полной. Все остальное — или остановить, если это требует денег и не дает тебе преимущества, или закрыть напрочь. К этому можно будет вернуться позже.
Шестое правило. Кооперируйся
В эти моменты всем плохо. Пережить проблемы и затяжной кризис вместе проще. Все ищут возможности оптимизации. И твои конкуренты тоже. Возможно именно сейчас самое время обсудить вопросы общей инфраструктуры и других совместных проектов, которые оптимизируют затраты для каждого. Совместные закупки, общая инфраструктура, общие проекты, минимизирующие риски в будущем — все это гораздо проще обсуждать и договариваться в условиях затяжного спада. Все гораздо более открыты к подобным инициативам.
К тому же партнерами по кооперации могут быть другие бизнесы — находить общее в тяжелых условиях всеобщих ограничений и вместе экономить (это самое большое поле возможностей) и больше зарабатывать (тут сложнее и более рискованно) гораздо проще, чем в обычных условиях, когда у всех все хорошо.
Седьмое правило. Не забывай про своего Клиента
Самое простое, что можно сделать в эти моменты, - это сделать все за счет Клиента. Просто перенести на него все проблемы в бизнесе. Сократив уровень сервиса или ухудшив качество товара. Это самый простой и самый опасный путь. Усложни себе задачу. Поставь себе цель, по крайней мере, не уронить качество своего сервиса и продукта. Это непростая задача, но если все делать правильно — вернется сторицей. Потому что самое плохое в период кризиса — потерять своего Клиента.
Восьмое правило. Инвестируй в команду
Невозможно пережить все это в долгую, если нет команды. Инвестируй свои силы, время и энергию в свою команду. Потому что ты один не сможешь все это сделать. А команда сможет. Хотя будь готов, что не все члены команды будут готовы к тому, что ты настолько радикально изменился, и к тому, что нужно много чего радикально менять. Тогда это не твоя команда.
Девятое правило. Начни новое
Затяжной кризис — это отличная возможность для начала чего-то нового, того, что перевернет текущее положение вещей и откроет новые возможности для роста. В эти периоды многие смежные индустрии и игроки на них испытывают колоссальные трудности, основы их существования подвергаются серьезному испытанию. Поэтому выход на эти рынки как никогда благоприятен. Только не забудь про свой рынок. Ты находишься в аналогичной ситуации. Но если все делаешь правильно и следуешь предыдущим семи правилам и если начнешь что-то по настоящему новое — выиграешь.