18.02-2: МВФ меняет взгляды, предлагая похерить стереотипы

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Чет 18 лют, 2010 10:53

18.02-2: МВФ меняет взгляды, предлагая похерить стереотипы

МВФ меняет взгляды, предлагая похерить стереотипы.




Речь пойдет об инфляции. Еще недавно, во время азиатского, 97-98 годов кризиса, МВФ рекомендовал странам региона для выхода из кризиса сохранение валютных курсов, резкий рост процентных ставок и бюджетный аскетизм. Т.е. все прямо противоположное антикризисной политике, осуществляющейся в развитых странах. Как видим, почти аналогия той политики, которую осуществляют власти России и Украины во время нынешнего кризиса. Азиатские страны попытались следовать этой политике, но ничего не вышло – валютный кризис перерос в экономический.
Но не все так сделали. Например, Австралия, несмотря на зависимость от азиатских рынков, не обращалась за помощью и советами в МВФ, а просто девальвировала курс своего доллара на четверть (дала ему свободно упасть) и, за исключением короткого периода летом 1998-го, избежала проблем, связанных с валютной паникой. Результат? Даже в разгар азиатского кризиса в 1997–1998 годах Австралия практически переживала экономический бум. Вообще, девальвация совсем не так страшна, как ее часто рисуют. Это – вовсе не катастрофа.
Вспомним знаменитую атаку Джорджа Сороса на британский фунт в сентябре 1992 года. Когда «супер медведь» заработал миллиард долларов и обрушил фунт. Но сам Сорос называет эту среду «белой», а не «черной» – не потому, что хорошо заработал. А потому, что после девальвации Британия смогла снизить процентные ставки, и это привело к мощному оживлению экономики и резкому сокращению безработицы.

Время шло, и взгляды Фонда поменялись. МВФ предложил правительствам избавиться от стереотипов и повысить вдвое целевую инфляцию.

Центробанки должны повысить целевую инфляцию с 2% до 4%, пишет главный экономист МВФ Оливье Бланшар в статье «Переосмысление макроэкономической политики». Это снизит шансы повторения рецессии и создаст новые инструменты борьбы с текущим спадом, убежден он: при инфляции в 4%, краткосрочные процентные ставки будут находиться на уровне 6%-7%, что даст центробанкам больше пространства для маневра. Опасным МВФ считает лишь уровень инфляции выше 10%.

Спад в мировой экономике указывает на недочеты в системе макроэкономического регулирования: нужно менять стереотипы, убежден Бланшар.

Для развивающихся рынков стабильный курс валюты важнее низкой инфляции, считает он: они «должны перестать слепо следовать своим ориентирам по инфляции, если требуются активные действия для стабилизации обменных курсов».

Не стоит во всем полагаться и на такой инструмент, как ставка рефинансирования, продолжает Бланшар: Япония на низкую ставку и минимальную инфляцию не могла выйти из рецессии около 10 лет. Ставка не сработает и в борьбе с финансовыми пузырями, сказал он WSJ, решить проблему поможет лишь усиление регулирования. Такое же мнение — у председателя ФРС Бена Бернанки. «Опора только на ставку для решения проблемы финансовых пузырей травмирует экономику», — говорил он ранее. Для борьбы с чрезмерным ростом цен на фондовых рынках и недвижимости и раздуванием кредитного плеча Бланшар предлагает использовать нормативы по гарантийным обязательствам и достаточности капитала.

Впрочем, предложение МВФ о повышении норматива по инфляции не вызывает одобрения экономистов. Если повысить планку, сдержать инфляцию будет сложнее, спорит Джон Тэйлор из Стэндфорского университета: «Если зашла речь о 4%, то почему не 5% или 6%».
Рост инфляционных ожиданий ослабит восстановление экономики, считает Йонни Окерхольм из Nordic Investment bank. Более высокая инфляция побуждает компании рисковать и фокусироваться на росте цен, а не эффективности производства, считает Джон Мэсон из Penn State University.

Стало быть, измученное антикризисной терапией и одновременно запуганное перспективой ее свертывания, человечество получило спасительный совет: инфляция – вот лекарство от всех проблем. Таков плод размышлений главного экономиста МВФ Оливье Бланшара.

Этот сенсационный вывод, который Бланшар с группой сподвижников обнародовал в докладе «Переосмысление макроэкономической политики («Rethinking macroeconomic policy») – скорее своевременный, чем оригинальный.

Напомним, не бояться инфляции советовал еще Кейнс в депрессивные 1930-е. К 1970-м годам кейнсова инфляция превратилась во всеобщее наказание и была мало-помалу удушена сначала в богатых странах, а потом и в тех из небогатых, которые хотели расти быстро.

Клятва бороться с инфляцией была одним из базовых условий, под которые Международный валютный фонд выдавал правительствам кредиты. В этом и пикантность нынешней ситуации. МВФ начинает предписывать именно то, за что недавно наказывал.
Сами по себе рассуждения о том, что инфляция по сравнению с хозяйственным спадом меньшее зло, и так сейчас звучат все громче. Но впервые это провозглашает главный знаток экономики из главной мировой экономической организации. Да еще подводит под это теоретическую базу, которой так не хватало инфляционистам всего мира.

Формально говоря, изложенный Бланшаром проект новых наставлений МВФ вовсе не призывает разгонять инфляцию без предела. Просто нынешний двухпроцентный стандарт он советует заменить четырехпроцентным.

Ведь если случается кризис, размышляет г-н Бланшар, то надо увеличивать доступность денег и снижать ставку по кредитам. Но когда инфляция маленькая, то и учетная ставка маленькая. Опустишь ее на пару-тройку процентов, и она уже на нуле. И дальше ехать некуда. А вот если инфляция будет хотя бы процента четыре, то нормальная учетная ставка при этом 6 – 7%. Понадобится, так можно снижать и снижать. Будет где разгуляться.

Главный экономист МВФ и его соавторы не берут на себя труд доказать, почему снижение ставки на 6%, принесет принципиально больше пользы, чем снижение ее на 3%, себя не шибко-то оправдавшее. И не приведет ли резкое уменьшение ставки на фоне внушительной инфляции лишь к дальнейшему разгону инфляции. Не говоря уже о том, что «контролируемая» инфляция, разгоняемая до неких, якобы разумных пределов, никогда в этих пределах не удерживается. Уж это-то мы знаем по собственному опыту последних двадцати лет.

Формально, бланшаров доклад – это невинные размышления о будущем, о том, как удобнее все устроить, чтобы легко и приятно переносить какие-то следующие кризисы.

Но он с редкой точностью попадает в масть именно сейчас, потому что удивительно созвучен всему тому, что руководители богатых экономик очень хотят делать, но не очень хотят произносить вслух.

Ведь на нынешний кризис можно смотреть двояко.

Если держаться точки зрения, что бесплатных завтраков не бывает, то в кризисе придется видеть естественную расплату за бум предыдущих лет. За то, что искусственно подхлестывали рост, поощряли неудачные инвестиции и усиливали диспропорции в экономике. За то, что жили в долг и потребляли больше, чем производили. Исправление всего этого просто не может осуществиться незаметно и безболезненно.

У нас, собственно, происходило то же самое, но доклад Бланшара адресован не нашему или российскому начальству, а начальству западному, которое, как и наше, глубоко верит в возможность бесплатных завтраков и категорически не согласно сталкиваться с последствиями собственных вчерашних ошибок.
И поэтому публично обещает своим народам только приятное – что кризис пройдет без крупного хозяйственного спада, без серьезного роста безработицы и без снижения реальных доходов. И ради этого идет на хитрости – печатает и раздает деньги, снижает ставки, залезает в долги.
Чем дольше применяются эти антикризисные меры, тем дороже они обходятся, но тем страшнее их прекратить. Ведь это значит – вернуться к исходной точке и начать-таки преодолевать кризис по-честному.

И тут такое счастье. С вершин МВФ раздается авторитетный совет: эти ваши антикризисные мероприятия совсем не обязательно отменять. Они еще более правильные, чем вы сами думали. Их можно переименовать в мудрую, научно обоснованную, постоянно действующую политику. А те, кто помнят, что ее однажды уже проходили и выкинули как провальную, те уже почти все вымерли. Тем более что провальность ее станет ясной еще когда-нибудь, а политическую пользу она начнет приносить немедленно.
Честное слово насчет стабильности зарплат станет легко сдержать. В номинальном выражении они не снизятся. По реальному счету, конечно, упадут, на то и инфляция, но ведь это будет почти незаметно. Бланшар так и пишет в докладе: что 2%, что 4%, разница в быту почти неощутима. Ему виднее, он ученый. Напрямую обманывать трудящихся неудобно, а так – вполне.

А если реальная зарплата станет ниже, то безработица получит шанс стать меньше. Конечно, не из-за бланшаровых манипуляций над учетными ставками, а просто потому, что удешевление труда часто увеличивает число рабочих мест.

И главный приз. Инфляция обесценит государственные долги. Президент США за три кризисных года планирует увеличить госдолг Америки в полтора раза, с $10 трлн в 2008-м до примерно $15 трлн в 2011-м, и, при всем своем красноречии, категорически не способен объяснить, каким способом он собирается их возвращать.
Не налоги же поднимать? Это неполиткорректно.

А способ-то под рукой. Зачем возвращать, когда можно обесценить? Пусть убытки лягут на тех, кто одолжил этому государству деньги. Чтобы реальный размер госдолга обратно уменьшился в полтора раза, понадобится десять лет четырехпроцентной инфляции. Неплохо, но нестерпимо медленно. При шестипроцентной инфляции (которую многие эксперты считают вполне реальной перспективой) на это потребуется семь лет. Уже лучше, но тоже многовато. Зато при десятипроцентной инфляции – всего четыре года. А что в ней невозможного? В 70-е годы как раз такая и была.

Правда, была недолго. Слишком уж много оказалось побочных последствий. И, в конце концов, пришлось-таки решать проблемы по-настоящему, даже и смирившись с хозяйственным спадом. Но ведь до этого надо еще дожить. А на нынешней стадии глобального кризиса вера в то, что завтрак можно сделать бесплатным с помощью научно обоснованной ловкости рук, переживает пышный расцвет.
С известным, как после изрядного застолья, похмельем.
Так что, скорее всего, мосье Бланшару не удастся побить рекорд Сына Божьего, несколькими батонами хлеба некогда накормившего тьму народу. Впрочем, не исключено, что тогда и хлеб пекли по-другому, без консалтинга МВФ.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 71332
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4685 раз.
Подякували: 8697 раз.
 
Профіль
1
1
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 6 гостей
Модератори: Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3665
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 08 кві, 2011 17:49
дядя Caша
0 3708
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 08 кві, 2011 17:48
дядя Caша
0 3651
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 08 кві, 2011 17:43
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
реклама
Реклама