Світова економіка та світова економічна криза, процеси в світовій економіці, а також основні тенденції розвитку. Економіка США, Японії, Німеччини, Китаю - ресурси, роль та перспективи
Прошло уже 12 лет с момента знаменитой девальвации 2009 года, когда сразу после новогодних праздников белорусский обыватель, не сведущий в макрофинансовых проблемах государства и нисколько не интересующийся этим (а таких, после долгого, с начала 00-х, периода стабильного валютного курса – абсолютное большинство) был ошарашен резким, сразу на 20%, ростом курса доллара. То событие надолго «врезалось» в память белорусов. Теперь в конце каждого года люди задаются вопросом – не учудит ли государство сразу после Нового года снова что-нибудь этакое с валютным курсом? И несмотря на то, что с той девальвации прошло уже 12 лет, конец 2020 года стал ярким подтверждением вышесказанного: на фоне далеко не оптимальной, и это очень мягко сказано, финансово-экономической ситуации в Беларуси, особенно, что здесь более всего важно, во внешней сфере, белорусы резко увеличили скупку иностранной валюты – готовясь к худшему.
Неверие в долгосрочную курсовую стабильность своей национальной валюты, что ярче всего выражается в превалировании банковских сбережений – срочных вкладов – в иностранной валюте, а не в белорусских рублях – обычная уже для белоруса позиция, к которой привели систематические – раз в несколько лет, а то и по несколько раз за год – девальвации, сделавшие BYN-рубль самой ослабевшей валютой. Но закончившийся 2020-й стал годом наибольшего за последние 10 лет – с приснопамятного 2011-го – недоверия уже даже не столько к национальной валюте, сколько к непосредственно финансово-банковской системе Беларуси.
если смотреть в структурном разрезе, по составляющим ВВП – добавленной стоимости, создаваемой каждой из отраслей экономики – то можно увидеть, что в отдельных отраслях улучшение оказалось еще больше, но в других, наоборот, зафиксировано ухудшение за пять последних месяцев 2020 года. о ВВП в $100 млрд в 2025-м, которым грезят сегодняшние власти Беларуси, можно забыть вообще. За прошлый год номинальный ВВП в долларовом эквиваленте сократился – с $64 млрд в 2019-м до $60 млрд в 2020-м. И влияние здесь политического кризиса велико – прежде всего, из-за негативных ожиданий, приведших к «бегству из BYN-рубля» и сильнейшему выносу населением депозитов. Что способствовало девальвации BYN-рубля, и падению, вследствие этого, ВВП в $-эквиваленте.
если высокие девальвационные ожидания в стране сохранятся, население продолжит скупать валюту и выводить деньги из вкладов, особенно из валютных, в кэш, то повторение 2011 года всего лишь вопрос времени. А надо помнить, что кризис 2011-го закончился с продажей 50% Белтрансгаза Газпрому за $2,5 млрд. Что власти будут продавать сейчас, и что вообще можно продать в сложившейся в Беларуси политической обстановке?
За 2020-й банковская система Беларуси претерпела заметные структурные и объемные изменения, причиной которых стали два кризиса – мировой коронавирусный и чисто белорусский политический, оба сопровождавшиеся выносом депозитов из банков и девальвацией BYN-рубля. Покажем что, как и насколько изменилось в белорусских банковских пассивах и активах.
Главный результат работы банковской системы – прибыль – по итогам 2020 года оказалась в Беларуси самой низкой за 5 лет в реальном и долларовом выражении, и второй с конца за 10 лет: хуже за все эти годы было только в кризисном 2015-м.
Вопреки позитивным прогнозам, основанным на хорошей динамике последних месяцев 2020 года, когда после августовско-сентябрьского изъятия населением валюты из депозитов в объеме $1,1 млрд сумма выноса снизилась в октябре-ноябре на порядок, а в декабре уже был зафиксирован первый «плюс», в январе 2021-го ситуация ухудшилась: на валютных депозитах физических лиц снова сокращение остатков – белорусы вынесли валюты из банков больше, чем туда занесли.
Долгожданный прирост объема срочных депозитах физических лиц в белорусских рублях таки произошел: за январь 2021-го остатки средств населения на них увеличились на 67 млн BYN – на довольно приличную для сегодняшних времен сумму.