Жидкие фракции природного газа не являются биржевым товаром, но рыночная цена на них тоже превышает цену на газ. Зависимость рентабельности добычи сланцевого газа от содержания жидких фракций была обнародована компанией Chesapeake Energy, одним из ведущих игроков на рынке американского сланцевого газа. Жидкие фракции природного газа составляют всего 17% общей добычи компании, но при этом приносят 40% выручки. Это несоответствие объясняет возросший интерес к новым плеям — Utica Shale и Eagle Ford Shale, содержащим жирный газ (богатый высшими углеводородами — пропаном, бутаном и пр.). В частности, в компании Chesapeake надеются, что $1,25 млн, потраченных на аренду участков на территории восточного Огайо, на плее Utica Shale, принесут увеличение капитализации компании на $15-20 млрд.
Похоже, что теперь именно «жидкая составляющая» добычи будет диктовать компаниям экономические приоритеты. Еще недавно Utica Shale вообще не фигурировал в ряду перспективных американских плеев. Дело в том, что этот сланцевый слой расположен прямо под самым мощным и продуктивным плеем Marcellus, покрывая значительно большую площадь, но на несколько тысяч футов глубже. Поэтому считалось, что до него очередь дойдет когда-то в будущем, по мере истощения более доступных газоносных горизонтов. Но оказалось, что будущее уже наступило.
В ноябре 2011 года консалтинговая компания PFC Energy подсчитала, что к 2020 году США станут мировым лидером по добыче нефти, газа и жидких газовых фракций. К этому моменту Саудовская Аравия будет продолжать лидировать по добыче нефти, но Америка побьет прежний рекорд по совокупной добыче «скважинных углеводородов» и выйдет на первое место в мире. И большая часть американских жидких углеводородов будет добываться из сланца, а не из месторождений Мексиканского залива.
Низкая цена на газ тоже дает газовым компаниям дополнительные преимущества — они расширяют свою долю рынка. Например, в США растет доля автомобилей, работающих на газе, а энергоснабжение буровых установок газовики уже переводят на газ в массовом порядке. Управление энергетической информации (EIA) США в своем недавнем краткосрочном прогнозе предсказало, что в течение 2012 года электрическая генерация на основе угля сократится на 10%, а газовая генерация вырастет на 17%. Разумеется, когда газ подорожает, произойдет коррекция, но доля газа в потреблении будет все равно расти — по крайней мере, по экологическим соображениям.
Что касается газовых жидкостей (СУГ), то тут как раз и родилась гениальная бизнес-идея, позволяющая газовым компаниям чувствовать себя уверенно, невзирая на превратности рыночной конъюнктуры. Дело в том, что в США традиционный газ (метан) подведен к более чем 70 миллионам потребителей (включая промышленные, коммерческие и частные), а протяженность сети подземных газопроводов превышает 2 млн миль, но эпоха трубопроводной «газификации села» давно в прошлом. В массе своей «одноэтажная Америка» по-прежнему отапливается мазутом. Вот на этот массовый рынок газовики и нацелились.
Стратегия проста. Газовые компании делают домовладельцам предложения, от которых невозможно отказаться. А именно: предлагают БЕСПЛАТНО заменить все отопительное оборудование в доме и вкопать около дома цистерну-газгольдер для сжиженного газа. Цистерны, как правило, большого объема — 2 тыс. литров (если клиент сомневается, ему предлагают начать с баллонов малого объема, которые он может покупать сам или заказывать в той же компании). Зарытая в землю цистерна никак не видна, наружу торчит только заправочный штуцер. Цистерна снабжена датчиком и устройством мобильной связи — когда уровень газа снижается, газовая компания получает сигнал, присылает машину и пополняет запас. Присутствие хозяина не требуется — компания все делает сама. Хозяину остается только платить. Но это выгодно! Такой сжиженный газ сейчас вдвое дешевле бензина — 2 доллара за галлон. По сравнению с трубопроводным газом в рознице СУГ получается примерно на 20% дешевле, так что тут тоже возможна конкуренция.