Для реализации этой услуги Киевстар привлекает партнёров – системы электронных денег и платёжные системы. Как всегда, партнёров несколько для обеспечения резервирования.
В самой задаче мобильных платежей нет никакой революции. Это с успехом делают мобильные приложения банков типа Приват24 и платёжных агрегаторов типа Portmone.
Киевстар с партнёрами смог решить одну интересную методологическую задачу. Как оператор мобильной связи он принимает от своих клиентов оплату услуг мобильной связи, с которой нужно платить НДС и сбор в ПФ. В этом случае помимо экономической неэффективности такой модели для платёжных задач есть и юридические ограничения – предоставление оператором только услуг связи. Оператор не банк и не финансовая компания.
Киевстар вместе с партнёрами придумал схему, которая позволяет обойти эти ограничения. Насколько схема безукоризненная покажет время. Этот вопрос оставляем за кадром, да и вряд ли Киевстар или его партнёры поделятся схемой.
Мы же поговорим о том, почему предлагаемая услуга не «взлетит».
Причина первая и она же основная – в услуге напрочь отсутствует экономика. Все известные способы пополнения мобильного счёта предполагают партнёров, а раз так комиссию, минимум 3-5%, а на мелких платежах и больше. Потом эта комиссия переносится на платежи. Кроме того, поставщики услуг могут брать дополнительную комиссию. Оплачивать тот же ЖКХ с такой комиссией безумие. Зато это шикарная схема вывода «нечестных» средств с мобильного счёта – накрутчики, различные мошенники и т.д. Да и смысл мошеннического завладения СИМ-картой многократно возрастает.
Вторая причина это конгломерат компаний при реализации услуги. С ситуацией «от нас пули уходят» или «включите-выключите телефон» знакомы многие.
Третья причина – отсутствие нормальной собственной разработки у Киевстар, как например, у того же Приватбанка. Я не видел приложений «вау» от Киевстар, у них даже сайта мобильного нет.
Четвёртое – отсутствие самой банковской культуры у оператора. У банка вы легко получите выписку с печатью, у вас не спишут деньги по решению «тройки» и т.д.
Ну и пятая причина – анонимность в системе. Анонимность хорошо работает только в одном направление – на ввод денег. С выводом средств полнейший геморр. Попробуйте обнулить мобильный счёт на препейде или обменять неиспользованную скретч-карту на деньги. Кстати, о скретч-картах. Они становятся практически полноценными деньгами, которые эмитирует оператор. Только у этих денег есть срок годности и нет обратного обмена, такая себе дорога с односторонним движением.