«Газпром» будет качать деньги. Из россиян.
Эволюция взглядов менеджмента российского газового монополиста начала вызывать тревогу. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев вчера заявил, что подводные газопроводы Nord Stream и South Stream будут построены независимо от планов модернизации газотранспортной системы Украины. По расчетам аналитиков, подводные газопроводы дают политическую, но не финансовую выгоду РФ: так, именно Blue Stream не позволил Туркмении построить Транскаспийский газопровод для поставок газа в обход РФ, но за семь лет его эксплуатации федеральный бюджет недополучил $3,8 млрд, тогда как наземный Ямал—Европа принес $14,6 млрд налоговых поступлений. В контексте прошлогоднего роста внутренних цен на газ в РФ на 16%, можно не сомневаться: за все заплатит российский обыватель.
Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев вчера заявил, что монополия ждет от Украины конкретных предложений по форме создания газового консорциума. Но проекты подводных газопроводов из России в Германию Nord Stream и в Болгарию и Грецию South Stream компания намерена реализовать в любом случае. На переговорах межправительственной комиссии РФ и Германии в Екатеринбурге в 2010 году могут обсуждать вопросы налогообложения Nord Stream, сказал источник, знакомый с подготовкой заседания комиссии.
Весной 2009 года к правительству Германии уже поступало обращение от партнеров «Газпрома» о введении налоговых льгот для реализации газа через Nord Stream, рассказал источник.
В 2009 году в ФРГ вопрос был заморожен из-за федеральных выборов, но, возможно, дискуссия возобновится. В «Газпром экспорте» вчера подтвердили, что «вопросы налогообложения и исчисления таможенных пошлин в международной торговле регулируются межправительственными соглашениями», а «вопрос обложения пошлинами природного газа, который пойдет на экспорт по будущим газопроводам, должен решаться правительствами вовлеченных в эти проекты стран и закрепляться соответствующими договоренностями на государственном уровне».
У «Газпрома» уже есть опыт получения налоговых льгот при поставках газа по подводному газопроводу. Газопровод Blue Stream был введен в действие в 2003 году. Экспорт газа по нему был освобожден от таможенных пошлин в 1999 году — в рамках межправительственного соглашения РФ и Турции о поставках российского газа по акватории Черного моря. Специально принятый закон РФ освобождает «Газпром» и «Газэкспорт» (преобразован в «Газпром экспорт») «от уплаты налогов и сборов в дорожные фонды до полной окупаемости инвестиций, но не более чем до 31 декабря 2015 года включительно, а также от уплаты налога на добавленную стоимость и вывозной таможенной пошлины на природный газ». Тот же закон предусматривал уплату акцизов в размере $2 за 1 тыс. куб. м газа при цене $65 за тот же объем. Если же газ продавался дороже, то сверху добавлялось 30%. Однако в 2004 году акцизы были отменены, а нулевая таможенная пошлина для проекта сохранена. Профильные эксперты РФ отмечают, что «Газпром» сэкономил на таможенных платежах в 2003-2009 годах $3,8 млрд, а это уже превышает объявленную стоимость Blue Stream в $3,2 млрд.
В «Газпроме» официально ситуацию не комментируют. Источник в монополии говорит, что, пока не выплачены все кредиты, проект нельзя считать завершенным и окупившимся. Когда долги будут погашены, в монополии также не говорят, но отмечают, что в цену газа помимо затрат на строительство трубы также входит стоимость добычи ресурсов и их транспортировки от скважины до Береговой компрессорной станции на берегу Черного моря.
Гуру отмечают, что «подводный газопровод может окупиться только при наличии налоговых льгот, поскольку там была и есть большая амортизация». По данным Счетной палаты, в 2003 году средняя цена газа РФ для Турции составляла $128 за 1 тыс. куб. м. Средние затраты на добычу составляли $5,80 (из отчета «Газпрома»). Затраты на транспортировку газа даже из Западной Сибири не превышали $60, рассуждают специалисты. По их словам, все подводные газопроводы будут иметь более длительный срок окупаемости даже при условии налоговых льгот. Запланированные проекты Nord Stream и South Stream потребуют аналогичных льгот,— это несомненно.
Действительно, период окупаемости Blue Stream на практике оказался длиннее расчетного, поскольку вначале эксплуатации по нему прокачивалось меньшее количество газа и цены были невысокими. Период окупаемости трубопроводов зависит от тарифов. Магистральные газопроводы как часть инфраструктурных проектов окупаются за 10-15 лет с учетом налоговых отчислений.
Впрочем, эксперты отмечают, что подводные газопроводы имеют политическую подоплеку.
В частности, напомним, Blue Stream остановил поставки газа в обход РФ по Транскаспийскому газопроводу. 21 мая 1999 года Туркмения подписала договор с Турцией о поставках 16 млрд куб. м газа в год, но Blue Stream обогнал Транскаспийский проект. В результате «Газпром» выиграл за счет льгот, а РФ — с политической точки зрения, хотя проиграла с позиции доходов бюджета. Новые проекты Nord Stream и South Stream, как неоднократно заявляли менеджеры «Газпрома», должны позволить диверсифицировать маршруты поставок российского газа в Европу, храня молчание о рентабельности этой диверсификации.
Меж тем европейский план-2020 газовой зависимости не предполагает.
Евросоюз намерен сократить импорт нефти и газа в ближайшие десять лет на €60 млрд. ($81,5 млрд.). Такие данные содержатся в черновике стратегии «Европа-2020», содержащем обзор направлений экономического роста, развития рынка труда и энергетики ЕС на ближайшее десятилетие. Полную версию стратегии, посвященной преодолению ресурсной зависимости экономического роста ЕС, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу представит 3 марта.
Так что, похоже, Nord Stream и South Stream главным образом будут качать деньги из карманов российских потребителей и налогоплательщиков.