Дефолт-2011: Греция пишем, мир в уме? ЧIII
Два ведущих мировых центральных банка — ФРС и ЕЦБ — вновь оказались перед драматическим выбором. Проблема, стоящая перед американским центральным банком, была предсказуема: привыкшие к наркотику легких и дешевых денег экономика и рынки США вновь требуют порции свежей ликвидности. Хотя глава ФРС Бен Бернанки еще в апреле сказал, что послаблений не будет, у Уолл-стрит появились веские причины «давить на жалость».
Дело в том, что впервые с начала выхода из кризиса в III квартале 2009 г. мировая экономика реально оказалась перед лицом новой рецессии: ее вероятность сейчас находится в диапазоне 60-70%. Таково мнение многих экономистов, включая известного пророка несчастий Нуриэля Рубини. Экономика США не создает новые рабочие места и новый спрос, страны зоны евро не способны выполнять свои долговые обязательства, Япония намного медленнее, чем ожидалось, восстанавливается после землетрясения 11 марта. Наконец, Китай, экономический рост которого в кризисный период был одним из основных драйверов восстановления мировой экономики, также начинает все более решительно ограничивать стимулы роста, опасаясь разрушительных последствий «самоликвидации» надувшихся пузырей финансовых активов и цен рынка недвижимости.
Впрочем, японские и китайские угрозы еще за горизонтом. А вот критическая масса новой волны кризиса в Америке и Европе уже почти созрела. Только для выхода на докризисный уровень в 2013 г. экономике США необходимо создавать ежемесячно до 300 000 рабочих мест, но ничего похожего и близко нет.
Потребительские доходы съедаются инфляцией, а розница впервые за год показала снижение продаж. Не видя четких перспектив роста сбыта, бизнес не хочет создавать новые рабочие места: уровень занятости поднялся лишь до 131 млн человек (на пике в январе 2008 г. было 138 млн), т. е. восстановлено лишь 2 из 9 потерянных рабочих мест.
Разнонаправленные тенденции отражают как чрезмерное накопление вещественных элементов капитала, так и переток капитала в финансовый сектор — с неизбежными последствиями в виде нового финансового кризиса, как только будет прекращено поступление на рынки новой ликвидности. До сих пор Бернанки не отказывал рынкам. Что будет на этот раз, когда в июне закончится (по факту уже закончилась) программа выкупа облигаций на $600 млрд?
Впрочем, руководителю ФРС несколько легче — базовая инфляция в мае хотя и ускорилась, но, по всем прогнозам, временно, а перспективы корпоративных прибылей на 2011-2012 гг., обнародованные на днях JPMorgan, вполне оптимистичны для будущих инвестиций.
Гораздо хуже приходится его европейскому коллеге — Жан-Клоду Трише.
Европейские макропоказатели в целом хуже американских, хотя в I квартале ВВП зоны евро рос быстрее американского благодаря в основном Германии. Кризис суверенных долгов в Европе пошел по второму кругу: несмотря на то, что должники сократили расходы и бюджетные дефициты, средств для выплат кредиторам все равно не хватает: ВВП Греции в I квартале, например, сократился на 4,8%.
Доподлинно не известно, кому из евробюрократов пришла идея уменьшить долю денег из национальных бюджетов, выделяемых Греции, за счет переоформления части задолженности коммерческими банками, в основном французскими. Такое действие однозначно расценивается как неплатежеспособность заемщика, причем даже не на уровне «технического дефолта». Идея подразумевала согласие на эту операцию ЕЦБ, что означало бы готовность банка в любой момент монетизировать эти замороженные долги, т. е. выступить гарантом греческой платежеспособности. Вполне возможно, что если бы речь шла о национальном должнике, как, например, страховой компании AIG в США в 2008 г., то центральный банк занял бы более мягкую позицию. Идея показалась соблазнительной, потому что так не раз поступали с долгами стран третьего мира, банкротство которых, впрочем, никого не пугало. Но сейчас в отношении Греции ситуация крайне напряжена: кредиторы требуют греческой крови, а греки в ответ не хотят идти на новые жертвы.
Европейские политики хотели, чтобы ответственность за целостность зоны евро взял на себя ЕЦБ — путем печатания денег. ЕЦБ отказался — по сути и форме — от функции кредитора последней инстанции.
Сейчас идут консультации: то ли больше скинуться правительствам, то ли сильнее надавить на ЕЦБ. Но ведомство Трише с лета 2010 г. уже выкупило с рынка долговых обязательств на €75 млрд и от него требуют выкупить еще более €100 млрд. Сделать это с учетом нынешней позиции ЕЦБ, базирующейся на сдерживании инфляции и поддержании финансовой дисциплины, будет практически невозможно.
Еврокомиссар по экономике и финансам Олли Рен сравнивает эту ситуацию с банкротством Lehman Brothers в сентябре 2008 г. и всем тем, что за этим последовало. Это одна из самых мягких оценок: с помощью ФРС американские банки смогли в 2008-2009 гг. довольно эффективно поделиться своими проблемами со всем миром.
Уговорят ли ЕЦБ стать тихой гаванью беспокойного греческого долга? Альтернатива здесь только одна — серьезная реконструкция всей зоны евро, последствия которой непредсказуемы, а риски не готов на себя принимать никто. В отличие от похожей ситуации в 2008 и 2010 гг., в которых ФРС пошла на риск.
Вот ведь как бывает. Спасали Грецию, спасали, а стало значительно хуже. Афины не выполнили практически ни одного из поставленных условий, чем ввергли в шок комиссию МВФ, ЕС и ЕЦБ! А как хорошо все начиналось!
Когда Греция год назад, пошумев и поторговавшись ради снижения процентов по кредитам, все-таки согласилась принять помощь, Евросоюз посчитал свою внутреннюю проблему решенной, о чем и объявил во всеуслышание. Не прошло и года, как вожди ЕС с удивлением осознали, что ничего лучше не стало. Греция тонет, заодно намереваясь прихватить с собой всю финансовую систему Евросоюза, а к ней присоединились еще и Ирландия с Португалией. Ну, и еще выстроилась очередь из кандидатов в банкроты, которая регулярно пополняется.
Ирландия, которой осенью дали €80 млрд. на второе по счету спасение банков, деньги уже потратила и теперь хочет еще. А банки? Нет, банки спасти так и не удалось. Третья попытка не за горами. И нет никаких оснований считать, что в Португалии будет как-то по-другому. А вдобавок вылезли наружу проблемы Италии, где коалиция скандального премьера Берлускони начала с треском проигрывать региональные выборы, причем кандидатам от разных партий. Ну да, кто угодно, только не Сильвио, который вынужден немалую часть времени пропадать в судах вместо работы. Да и акция в Ливии лишь добавила проблем, чему итальянцы почему-то удивляются. В общем, не оправдал доверия веселый премьер, надобно выбрать другого. Того, кто пообещает больше благ — это уж, как обычно.
Рейтинговые агентства уже начинают косо посматривать на Бельгию и намекают, что вполне могут пересмотреть ее рейтинги. Уж конечно, не в сторону повышения. Грецию опять надо спасать, потому что ей нечем расплачиваться за прошлогоднее спасение и уже ЦРУ заявляет, что в стране запросто может произойти военный переворот, хотя еще год назад председатель Европейской комиссии Жозе-Мануэль Баррозу говорил то же самое в интервью газете Daily Mail. Правда, по его мнению, ареал переворотов будет гораздо шире.
Собственно, давненько уже политики говорят совершенно разные, часто противоречащие друг другу вещи. «Лучшие умы» растеряны и не знают, что делать. Вот один говорит, что Греции, конечно, придется реструктурировать долг, но не сейчас, а в 2012 году. Сейчас, видите ли, это опасно для европейской финансовой системы! Возникает вопрос: а в будущем году это будет не опасно? Вообще-то, год назад европейские финансы были куда в лучшем состоянии, что же будет с ними дальше? Ну да, кризис, видимо, кончится. Так ведь он, по официальной версии кончился еще в июле 2009 года! Стало лучше и безопаснее? Можете не отвечать.