Кануны евросаммита: рецепты, консилиумы, тренды… Ч I
Audio: Кануны евросаммита: рецепты, консилиумы, тренды… Ч I
Обыкновенно преддверие важной международной встречи изобилует попытками авторитетных экспертов снабдить сильных мира сего материалами для неизбежных дискуссий. Кроме «публичной нагрузки», предназначенной пересичному обывателю, в потоке профильной информации случаются разнообразные утечки из более серьезных обзоров и рекомендаций.
На сегодняшний день стало очевидным: политики увлеченно соревнуются в оригинальности мер, направленных на устранение финансового и экономического кризисов.
ЕЦБ запустил свою программу ОМТ (прямых валютных операций), у ФРС появилось QE3, Банк Японии увеличил программу покупки активов - таков мировой монетарный ответ кризису.
Нетрудно предвидеть, что Банк Англии поспешит за своими коллегами и начнет новый раунд покупки гособлигаций.
Австралии и Швеции еще есть куда снижать ставки, этим они и занимаются. Банк Канады объявил о своем намерении занять нейтральную позицию, официально об этом будет заявлено на заседании ЦБ, запланированном на следующую неделю.
Вместе с монетарными мерами предпринимаются и фискальные шаги. Меркель одобрила снижение налогов в Германии, правда, пока только в устной форме. Италия удивила многих снижением налоговой ставки для людей с низким уровнем дохода на 1%. Нода в Японии потенциально готов поддержать новые стимулирующие расходы. В прессе пишут о том, что Нода хочет использовать ¥900 трлн., отложенных в текущем бюджете на поддержку экономики, которая в ней сейчас нуждается как никогда (правительство уже три месяца подряд снижает прогнозы по росту).
В Китае тоже используют госрасходы как инструмент экономического стимулирования.
На этом, прямо скажем, весьма однообразном фоне, однако же, меняется концептуальное восприятие проблем европейскими чиновниками.
Одно из наиболее важных изменений связано с выходом Греции из состава Еврозоны. Еще шесть месяцев назад о нем открыто говорили, как о вполне реальном событии. Теперь же подобные речи не слышны вовсе. Более того, МВФ, судя по всему, готов дать Греции дополнительное время. Сегодня, когда МВФ признал греческое правительство «надежным и ориентированным на стабильность и рост», сможет ли тройка (она нынче рапортовала устами Пола Томсена из МВФ о том, что Греция достигла предварительных соглашений с тройкой кредиторов), «вылизывающая» свой отчет по Греции, или министры финансов Европы отказать Греции в новом транше?
Меж тем, не исключено, что члены правящей коалиции в Греции в этой ситуации могут набраться храбрости и отклонить требования тройки о новых реформах рынка труда, где партнеры правящей партии «Новая демократия» - демократические левые и социалисты ПАСОК - выступают против сокращения зарплат и компенсаций при увольнении.
В любом случае, поддержка ЕЦБ была озвучена агентством Moody's в числе причин для того, чтобы оставить суверенный рейтинг Испании на самом низшем инвестиционном уровне.
Последние недели рынки пребывали в тревоге от того, что Moody's может понизить рейтинг испанских бумаг до бросовых, это объясняет, почему испанский долг отставал от итальянского. В рейтинговом агентстве также отметили готовность правительства страны к структурным и фискальным реформам, а также к радикальным переменам в банковском секторе. Учитывая массу проблем, стоящих перед Испанией, прогноз по испанским облигациям остался негативным. На прошлой неделе агентство S&P скорректировало рейтинг Испании, также понизив его до минимального инвестиционного, и сохранив негативный прогноз. Также агентство снизило рейтинг испанских банков, в том числе и двух крупнейших.
Fitch пока отстает от своих коллег: его испанский рейтинг на пункт выше, чем установленный Moody's и S&P.
Меж тем, по рынку бродят слухи, что Испания со дня на день попросит Европу о дополнительной помощи, поскольку уже отложенных для нее €100 млрд. ей не хватит. Многие полагали, что крупные погашения, запланированные на конец месяца, вынудят правительство сделать этот шаг, но, думается, у Испании достаточно денег, чтобы расплатиться по всем истекающим облигациям.
Вероятно, кто-то полагал, что заседание министров финансов Еврогруппы превратится в официальный прием для просителей. Теперь же внимание инвесторов переключилось на открывающийся 18-го саммит лидеров стран еврозоны.
В этом контексте мы по-прежнему в рядах скептиков.
Испания определила два условия, которые заставят ее обратиться за финансовой поддержкой, и на данный момент ни одно из них не выполняется.
Во-первых, все страны еврозоны должны быть согласны на помощь. Однако Испания финансирует себя на рынках капитала, при этом в последнее время процентные ставки заметно снизились, поэтому некоторые страны не видят в этом необходимости. С другой стороны, Италия и Франция, судя по всему, хотят, чтобы Испания запросила помощь, в надежде, что это стабилизирует рынки.
Во-вторых, Испании нужны подробности об условиях финансирования и ответных мерах ЕЦБ. Судя по всему, правительство Рахоя полагает, что им должны дать денег безо всяких условий. В то же время, чтобы повысить вероятность успеха, ЕЦБ приходится «надувать щеки» и сохранять некоторую стратегическую двусмысленность, то есть, не озвучивать конкретные цели, уровни, «суммы прописью» и сроки.