Восточная Азия меряет костюм еврозоны. Ч II
Audio: Восточная Азия меряет костюм еврозоны. Ч II
В прошлом году АСЕАН+3 организовал региональный блок наблюдения, АСЕАН+3 Макроэкономический исследовательский офис (AMRO), с чтобы контролировать региональные экономики, определять появляющиеся слабые места и поддерживать эффективное принятие решений Чиангмайской многосторонней инициативой (CMIM). Однако неясно, обладает ли AMRO достаточной мощностью и компетентностью, чтобы осуществлять эффективный контроль над 13-тью странами.
Действительно, восточноазиатским странам может показаться сложным беспристрастное наблюдение за политикой друг друга и принуждение к жестким политическим условиям.
На примере Греции до и во время кризиса еврозоны видно, что очень часто странам тяжело проявлять строгость по отношению к своим соседям. АСЕАН+3 должен продолжать увеличивать свои ресурсы, укреплять независимость и улучшать методы работы. Полнофункциональная региональная финансовая система защиты может сдержать заражение финансовой инфекцией от отдельных экономик и предотвратить разрушение ключевых катализаторов регионального роста - внутрирегиональной торговли и инвестиций.
CMIM мог бы помочь восточноазиатским странам снизить их зависимость от накоплений дорогостоящих резервов как формы самострахования, которые обостряют мировой дисбаланс. Обладая большими ресурсами и улучшенной структурой управления, AMRO мог бы сыграть более эффективную роль в наблюдении и контроле над региональной экономикой, без которого субъективные риски, связанные с финансовой системой защиты, возрастают. Усиленный региональный контроль способствовал бы лучшему обмену информацией, а также принятию решений, подразумевая, что долю, связанного с МВФ, кризиса кредитования CMIM, можно было бы сократить и одновременно усилить кредитоспособность и функционирование AMRO.
Думается, целью АСЕАН+3 должно стать превращение CMIM в полнофункциональную региональную финансовую систему защиты, поддержку которой будет оказывать AMRO как функциональный и надежный аппарат - фактически Азиатский валютный фонд, возможно, с более широким составом. Но до тех пор, пока CMIM и AMRO не будут полностью развиты, желательно их тесное сотрудничество с МВФ.
Действительно, на саммите Большой двадцатки в Каннах в ноябре 2011 года лидеры достигли соглашения о принципах сотрудничества между МВФ и региональными финансовыми структурами, включая открытый обмен информацией и совместные миссии. В частности, финансовое соглашение между МВФ и АСЕАН+3 подразумевает организацию постоянного канала двусторонней связи, чтобы облегчить обмен информацией и подготовить конкретные принципы сотрудничества и соответствующего разделения задач. Введение конструктивных и эффективных принципов может помочь в предотвращении конфликтов и путаницы касательно условий кредитования во время кризиса, которые мы видели в МВФ, ЕС и Европейском центральном банке в еврозоне.
С учетом «клейма МВФ» в Азии, механизм софинансирования, который обеспечивает предупредительные кредитные линии без политических условий уполномоченным странам-членам, был бы очень полезен.
Полагаю, азиатские страны научились на собственном кризисе 1997-98 гг, а также на нынешнем кризисе еврозоны, тому, что эффективное управление трансграничными потоками капитала требует хорошо продуманного национального, регионального и мирового ответа.
Для эффективного ответа кризису восточноазиатским странам нужно продолжать улучшать региональную финансовую систему защиты и механизм наблюдения, одновременно укрепляя сотрудничество с МВФ… Впрочем, это уже по сути «кухня» пребывающего в самом начале зарождения восточноазиатского монетарного аналога пионера в этом контексте еврозоны.
Остается надеяться что педантичные и трудолюбивые жители стран Восточной Азии сумеют с помощью преподанных уроков европейских коллег, избежать их ошибок в процессии синтеза своего варианта монетарного союза.
Натурально, говорить о единой валюте восточноазиатского монетарного союза рановато, но, пожалуй, о конкурсе на лучшее ее название пора начинать думать…