Почему у нас не получаются реформы с госчиновниками.

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Загальні фінансові питання від експерта Олександра Охрименка: валюта, податки, інвестиції, зберігання коштів, кредити.
Повідомлення Додано: Вів 16 вер, 2014 23:13

Почему у нас не получаются реформы с госчиновниками.

Не так давно принимал участие в передаче на ПростоРадио (ПростоFM). Подняли тему реформирования нашего государственного аппарата. Тема популярная и ее любят очень часто обсуждать после каждой смены власти. Слушатели радио в телефонном разговоре начали предлагать люстрацию, «всех выгнать и набрать студентов», «пригласить зарубежных специалистов» и т.д. Тоесть, все как всегда. Почему-то все реформы государственного аппарата сводятся только к тому, что нужно все поломать до основания, а потом будет чудо. Я еще могу понять тех, кто выступает за люстрацию по причине того, что хотят сами занять должности в госаппарате и уже без зазрения совести «дерибанить бюджет». Но почему люди с улицы, так наивны, что думают, что если выгнать этих чиновников и взять других, то что-то изменится, и сразу не будет коррупции, и госаппарат будет работать эффективно. Нет, и еще раз нет. Никогда за всю историю человечества замена старого госаппарата новыми людьми не дала положительного эффекта. Классический пример – работа действующего правительства Украины, которое было создано благодаря Майдану. Все действия правительства Украины привели к тому, что Украина погрузилась в глубокий экономический кризис, и коррупция только стала более наглой и открытой.
Мое предложение реформирования государственного аппарата простое и проверенноетысячелетней историей человечества: «Старину не рушить». Все великие реформы от Елизаветы Первой доДен Сяопина строились на этом принципе. Все другие реформы и методы реформирования госаппарата рухнули.
Просто житейский пример. Если вам предстоит сложная операция, вы же не будете приглашать ее делать вчерашнего выпускника медицинского университета, даже если он закончил его в США и с красным дипломом. Наоборот, вы будете искать хирурга с большим опытом работы.
Еще пример. Вам нужно построить стену дома, вы же постараетесь заполучить каменщика с большим опытом работы, а не вчерашнего выпускника ПТУ.
Почему же тогда считается, что для того, чтобы управлять государством, нужно ставить людей без опыта работы в государственном аппарате? Почему никто не делает таких ошибок при выборе хирурга или каменщика, но при этом очень хочет, чтобы неквалифицированные специалисты управляли государством? Как раз это и наблюдается сейчас в Украине. Даже составить нормально законопроект это правительство не может. Приходится многократно переголосовывать законы, потому что там большое количество обычных ошибок и описок. Вот пример, когда неквалифицированные люди управляют государством.
Еще один исторический факт. В 1415 году английский король Генрих V направился воевать во Францию и сделал на первый взгляд большую ошибку: он сформировал основу своей армии из людей старше 40 лет, которые умели хорошо стрелять из лука. И эта армия под Азенкуром разбила цвет французской армии, состоявшей из молодых и хорошо тренированных рыцарей, которые были шикарно экипированы и сражались на конях. Почему? Все очень просто. Генрих знал, что опыт стрельбы из лука шлифуется десятилетиями, и поэтому его стрелки без проблем своими стрелами попадали в щели рыцарских доспехов. А если бы он взял молодых и неопытных стрелков, то однозначно проиграл бы.
Поэтому, кадры – это все, а опытные кадры – это главное. Другое дело, что это не отменяет ротацию кадров. Нельзя же заполучить качественного госчиновника-бюрократа, если он не сможет получить опыта работы на различных должностях. Поэтому, главная задача любой экономической реформы госаппарата не разогнать, а наоборот оставить все кадры на местах, но обеспечить регулярную ротацию кадров, по мере роста их опыта работы. И не нужно изобретать «велосипед». Можно взять опыт Великобритании или Германии, или даже Японии. Там уже давно существует такая модель государственного аппарата. Ее тоже ругают, но работает, она на порядок эффективнее, чем наша.
В чем суть европейской или точнее английской модели госаппарата? Там увольняют госчиновника только в крайнем случае. Даже если госчиновник не справляется с работой и из него явно неполучается квалифицированный специалист, его не выгонят, просто он не растет по вертикали, а его карьера двигается по горизонтали. При этом никогда вчерашнего студента, даже если это сын министра, не сделают начальником отдела. Для того чтобы занять любую должность в госаппарате нужно проработать определенный срок именно в госаппарате. Стаж работы в бизнесе не считается. Поэтому лица, которые хотят сделать карьеру госслужащего не бегают туда-сюда, а стараются только держаться своегобюрократического клана. Это обеспечивает стабильность и надежность госаппарата. Как результат госчиновник не боится, что его уволят по политическим или другим мотивам и старается доработать до пенсии. А вот пенсия у него действительно очень большая. Вот главная изюминка этой модели. В этом случае госчиновник действительно нацелен работать без лишнего риска и его тяжело уговорить на коррупционное действие, так как он дорожит своим местом и ждет пенсию. А у нас, и заработная плата низкая у госчиновника, и пенсия не гарантированная. Поэтому нет ничего удивительного, что он за счет взяток просто обеспечивает свое будущее. А так как он постоянно рискует быть уволенным по политическим или вообще надуманным мотивам, поэтому он ворует много и быстро, чтобы успеть как можно больше «заработать» пока не выгнали. И чтобы хватило денег откупиться от МВД и СБУ, когда будут проверять его «делишки» на посту госчиновника.
Вот это настоящая экономическая реформа.
Насчет «приглашать зарубежных специалистов к нам работать» – это большая бессмыслица. Они не знают нашей модели экономики, и поэтому не могут разумно и правильно осуществлять свои действия, даже если они у себя на Родине гуру государственной службы. Классический пример – это специалисты МВФ и их советы для Украины. Они хорошо знают экономику США, но совершенно не знают экономику Украины, и как результат – все их рекомендации провальные. Уж если заговорили о зарубежном опыте, то нужно обязательно нашим будущим и действующим госчиновникам время от времени учиться за границей. Вот это действительно нужное дело, когда человек имеет большой опыт работы ипри этом имеет и украинское и зарубежное образование. Вот таких нужно назначать министрами и руководителями. Тогда не будет в Украине Майданов и кризисов, а если и будут, то не такие страшные и разрушительные.
Александр_Охрименко
Аватар користувача
Експерт
 
Повідомлень: 3531
З нами з: 13.07.12
Подякував: 4 раз.
Подякували: 180 раз.
 
Профіль
Повідомлення Додано: Пон 22 вер, 2014 11:36

Re: Почему у нас не получаются реформы с госчиновниками.

  Александр_Охрименко написав:Никогда за всю историю человечества замена старого госаппарата новыми людьми не дала положительного эффекта. Классический пример – работа действующего правительства Украины, которое было создано благодаря Майдану.

Грузия, Сингапур, Эстония (электронное правительство) видимо к человеческой истории не относятся? Это скорее эмоции.
Если нацеливаться на сохранение существующего гос.аппарата то конечно нет смысла заменять новыми кадрами или сокращать чиновников.
Согласен с тем, что необходимо назначать опытных гос.чиновников, но этого сейчас тоже мало. Надо нанимать опытного чиновника-бюрократа владеющего передовыми знаниями по своей специализации, а также управления. А главное этот чиновник должен представлять каким будет новый механизм работы (министерства, ведмоства) и уже под это представление необходимо изменять законодательную базу, правила, инструкции. Если вообще ставится цель реформирования системы, а не сохранения ее в прежнем виде. Сейчас главное для Президента и страны это кадры.

Вот скажите мне какой опытный чиновник со стажем 20-30 лет сможет создать электронное правительство по примеру Эстонии?
http://www.business.ua/blogs/society/bo ... blog/1682/

На мой взгляд некоторые чиновники в правительстве Януковича были достаточно эффективными исходя из условий существования и правил в той среде, например: Клименко и Арбузов.

У нас изменения в способах взаимодействия граждан с государстовом идет несистемно, а спонтанно. В каждом ведомстве и министерстве отдельно, мало того законодательно запрещают обмениваться информацией.
цитата:
"Если посмотреть список государственных сервисов, входящих в состав электронного правительства Эстонии, то многие из них в том или ином виде автоматизированы и в Украине. Но в чем принципиальное отличие? В Эстонии эти сервисы интегрированы в единую глобальную систему с возможностью всех граждан активно взаимодействовать с системой, выполнять юридически значимые действия. В Украине же такие системы в основном замкнуты в рамках отдельных ведомств, слабо взаимодействуя как с другими организациями, так и с гражданами (и то, в основном на просмотр информации). К сервисам, рассматривающим пользователей интернета в качестве активной стороны процесса, можно отнести, в первую очередь, подачу электронной отчетности в органы государственной власти, взаимодействие с Пенсионным фондом через его веб-портал и некоторые другие. Негативных же примеров самым кричащим я считаю то, что уже в течение 15 (!!!) лет ПФУ так и не смог добиться от ГНА возможности на регулярной основе сверять данные персонифицированного учета с реестром индивидуальных налоговых номеров физических лиц. Невероятно, но факт."
Ворчун
 
Повідомлень: 1536
З нами з: 03.11.11
Подякував: 196 раз.
Подякували: 330 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість
Модератори: ТупУм, Ірина_, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 1662
Переглянути останнє повідомлення
Сер 05 лип, 2017 09:20
Александр_Охрименко
1 2138
Переглянути останнє повідомлення
Чет 10 лис, 2016 14:48
detroytred
0 2068
Переглянути останнє повідомлення
Сер 10 сер, 2016 07:16
Александр_Охрименко
Топ
відповідей
Топ
користувачів
Реклама