Поднебесная неспешно выходит из доллара.
Китай, обладающий самыми крупными в мире резервами иностранной валюты, уменьшил свои долларовые авуары на 7,7% по сравнению с июлем прошлого года. Одновременно КНР приобретает бумаги госдолга Японии и стран еврозоны. Примеру Поднебесной следуют Индия, Малайзия, Южная Корея.
Эксперты «Итогов» считают политику Пекина рациональной и прогнозируют, что она не вызовет резких колебаний валютного курса, если китайцы будут уходить от доллара постепенно.
Валютные резервы КНР составляют $2,45 трлн. «Мастерская мира», основной иностранный держатель казначейских облигаций США, задумалась о том, как выгоднее вложить свои миллиарды от экспортной выручки. Как сообщило в понедельник агентство Bloomberg, Поднебесная полна оптимизма в отношении Европы и Японии, поэтому действует в ущерб США.
Азиатский «бегемот», согласно обнародованным в понедельник данным, сократил в мае количество долларовых бумаг в своих резервах на 7,7% по сравнению с июлем прошлого года. Летом 2009-го Китай владел рекордной частью американского госдолга – $939,9 млрд. Однако в апреле этого года данный показатель просел до $900,2 млрд., а в мае еще понизился до $867,7 млрд.
Центральные банки других азиатских стран также понемногу отворачиваются от доллара. Опасения, которые вызвало замедление американской экономики и рекордные заимствования Минфином США, заставляют азиатов обращаться к евро, чтобы сохранить и приумножить свои резервы. Американская официальная статистика свидетельствует, что Южная Корея, Малайзия и Индия также сократили число американских казначейских облигаций в своих авуарах.
Помимо еврозоны Китай, похоже, верит и в японскую экономику. Согласно сообщению Минфина Японии, КНР приобрела на 1,73 трлн. иен ($20,1 млрд.) больше бумаг японского госдолга, чем продала в первой половине 2010 года. За последние пять лет китайцы впервые так активно покупали японские облигации.
Как отметил член Китайской академии социальных наук, бывший советник Народного банка КНР Юй Юндин, диверсификация валютных резервов должна быть базовым принципом для Китая. По словам Юя, который недавно в составе китайской официальной делегации побывал во Франции, Испании и ФРГ, «высокопоставленный банкир ЦБ КНР» просил его заверить европейских руководителей в том, что Пекин верит в экономику и валюту еврозоны.
Причины перехода Китая из долларовой зоны в евро и иену вполне понятны.
В ходе кризиса зимой и весной этого года доходность инструментов в евро достаточно сильно повысилась, особенно в некоторых странах Южной Европы. Случай Греции показал, что дефолта страны еврозоны никто не допустит, а облигации проблемных стран еврозоны стали высокодоходными. Поэтому на, допустим, 3–4% валютных резервов китайцы вполне могли попытаться заработать.
Тем временем иена растет в течение последнего года, превышая исторические максимумы к доллару. Значительная часть импорта Китая, в том числе технологического, идет из Японии. Поэтому активы в иенах китайцы всегда смогут использовать.
Наши гуру считают, что драматических последствий действия Китая пока не повлекут.
Сейчас экономика США начинает показывать признаки замедления, начинаются разговоры о возможном возобновлении кризисных явлений. В такой ситуации доллар объективно находится под давлением в сторону роста, поскольку люди уходят в американскую валюту от кризиса.
Курсовая динамика пары евро-доллар в эту пятницу тому свидетельство.
Тем самым экономическая неопределенность будет толкать акции компаний вниз, а курс доллара – вверх. Китайские усилия – будут его понижать.
В результате серьезных колебаний мы не увидим. Позиция китайцев, как всегда, рациональна. Украине вряд ли следует беспокоиться по поводу китайской диверсификации и пересматривать свою политику. Резервы Нацбанка и так диверсифицированы, и мы держим значительную часть авуаров в евро. Политика Институтской «теоретически» ориентирована на смягчение последствий от колебаний основной валютной пары евро–доллар.
В этом контексте напомним, что КНР уже давно заявляла о намерении постепенно диверсифицировать свои резервы и снижать долю долларовых бумаг в пользу других валют. Евро и йена – две наиболее ликвидные валюты в мире, плюс к этому еврозона является вторым наиболее важным рынком для КНР. Поэтому для Пекина повышение доли евро в резервах оправдано с точки зрения торгово-экономических связей.
Для американской экономики эффект, наверное, будет, поскольку КНР выступала одним из основных покупателей американских гособлигаций. Но поскольку Китай осуществляет диверсификацию постепенно, не думаю, что это приведет к краткосрочной катастрофе или существенному движению по валютам.