Терроризм отмечает годовщину. Ч II
На Северном Кавказе российские власти пытаются сочетать несочетаемое. Практически одновременно президент, премьер, министры могут говорить о том, что борьба с терроризмом будет продолжена, и что на Кавказе в ближайшее время будут реализовываться крупные инвестиционные проекты. Заявлять, что коррупция в регионе угрожает национальной безопасности, и принимать как должное рапорты об увеличении размера калыма и откупа от кровной мести.
Четверговый взрыв у центрального рынка Владикавказа (11-й в городе и четвертый на центральном рынке с 1999 г.) и атака смертника на расположение 136-й бригады Минобороны 5 сентября — лишь отдельные эпизоды партизанской войны, которая продолжается на Северном Кавказе, как бы ни называли ситуацию в московских кабинетах. По данным Генпрокуратуры, в 2010 г. число терактов выросло на 15%.
Ничто не говорит об уменьшении активности боевиков, снижении их технического и человеческого потенциала. Отмена режима контртеррористической операции в Чечне, снятие режима «специальной комплексной профилактической операции» в Ингушетии, замена того или иного главы республики или, наоборот, ставка на одного и того же (как Рамзан Кадыров в Чечне), смена руководства силовиков, создание специального Северо-Кавказского федерального округа — все эти действия не дают заметного результата.
Явно низка координация между силовиками: борьбой с терроризмом занимаются различные подразделения ФСБ, военной разведки, милиции ЮФО и СКФО, внутренних войск, различный спецназ, местные милиционеры. Не удается в достаточной мере контролировать расходование средств, выделяемых на восстановление Чечни и выравнивание бюджетной обеспеченности других республик (в итоге часть денег идет на финансирование боевиков — об этом говорили на недавней встрече с Медведевым кавказские правозащитники). В целом можно констатировать, что Москве не удается придумать комплексный план улучшения ситуации в регионе и построить четкую структуру управления, Кремль увяз в необходимости учитывать разнообразные интересы местных элит, разных силовых групп, свои противоречивые предыдущие решения. Пока такого плана и соответствующих решений не будет, довольно странно мечтать о туристическом кластере.
За десять лет «наведения порядка» российская власть не смогла принципиально изменить тренд развития Северного Кавказа.
Теракт во Владикавказе, бомба на Ирганайской ГЭС в Дагестане, взрывы в Ставрополе и Пятигорске, постоянные покушения на жизнь дагестанских чиновников, бой в Центорое, родовом селении главы Чечни Рамзана Кадырова, диверсия на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии — география и масштабы терактов последних месяцев перечеркивают все разговоры федеральных властей о том, что Кавказ постепенно переходит от фазы латентной террористической войны к фазе начала экономического развития.
Более того, эти теракты происходят на фоне столь же постоянных победных рапортов силовиков об уничтожении или захвате знаковых фигур террористического подполья — Саида Бурятского, Анзора Астемирова, Магаса.
Если полтора года назад, в марте 2009-го, знаковым событием поворота российского Кавказа к мирной жизни федеральные власти считали отмену режима контртеррористической операции в Чечне, теперь жизнь подает совсем другие сигналы. Теракты охватили весь новый Северо-Кавказский федеральный округ и впервые за несколько лет докатились взрывами в метро до Москвы. Убийства «лидеров подполья», «знатных шахидов», амиров и их многочисленных «правых рук» не приводят к стабилизации ситуации в масштабах всего Кавказа. Скорее, положение ухудшается. Явно проваливается стратегия экономического развития, под которую был создан новый федеральный округ с Александром Хлопониным во главе. К экономическому развитию приступить невозможно, поскольку в регионы, где постоянно совершаются теракты, никто ничего не инвестирует. А прямые госинвестиции также не приводят ни к появлению новых рабочих мест в количестве, сопоставимом с ростом трудоспособного населения, ни к развитию кавказских республик.