О рейтинговых страстях на Страстной неделе ЧIV
Анатомия принятия решения.
А меж тем основной проблемой экономики США, а также ее бюджета остается реакция на финансовое «убийство», совершенное крупными банками при содействии ФРС и министерства финансов.
Осенью 2008 года Вашингтон стоял перед выбором. Один вариант был оставить Уолл-стрит в покое и придерживаться правил свободного рынка: если вы обанкротились, значит вы это заслужили. При этом защитить активы потребителей и иметь дело с сильными, но довольно приемлемыми последствиями в течение небольшого периода времени. Другой вариант — щедро раздавать помощь под гарантию, под субсидию, под покупки активов, под самые низкие ставки за всю историю Уолл-стрит, с самого начала задушив на корню любую вероятность восстановления экономики. И конечно, блестящие умы высоко привилегированных оторванных от реальности лидеров выбрали последнее и сейчас изо всех сил пытаются сделать вид, что не это решение является причиной последующих экономических проблем: от анемии Мейн-стрит до инфляции цен на сырье, международного презрения и падения национальной валютой, курс которой по идее должен быть даже ниже, чем он есть сейчас.
И все же Тим Гейтнер имеет смелость призывать к повышению верхнего лимита дефицита во время ток-шоу Sunday Morning: в США вновь начнется кризис, а другие страны разуверятся в нашей платежеспособности, если мы не поднимем верхний лимит и не увеличим размер нашего долга. На самом деле на кон поставлено эго Тима Гейтнера, которому его босс всегда готов потакать. Глава ФРС Бен Бернанки никак не прокомментировал данный вопрос. Конечно, верхний лимит долга будет повышен, как это было при министрах финансов Поле О'Ниле, Джоне Сноу и Хэнке Полсоне.
Когда Гейтнер был повышен с должности главы ФРБ Нью-Йорка до министра финансов, где он продолжил утверждать, что оказание помощи крупным финансовым компаниям совершенно необходимо для выживания всей нации, объем непогашенных казначейских ценных бумаг составил $5.7 трлн. (пользующихся спросом, плюс $591 млрд. неторгуемых). В августе 2008 года перед тем, как крупнейшие банки «высосали» из страны все средства, он был лишь $4.9 трлн.
Сегодня же объем казначейских бумаг составляет $9.1 млрд., то есть за период спасения крупных банков он вырос на $4.2 трлн. И преимущественно это происходило при Гейтнере в должности министра финансов, хотя и началось при Хэнке Полсоне, который в 2007 использовал весь арсенал доводов Гейтнера, чтобы убедить власти в необходимости существенно повысить верхний лимит долга. И все это предположительно для того, чтобы избежать Депрессии и привести страну к тому, что получило название постепенное восстановление ни от кого иного как от министерства финансов, Белого дома и ФРС.
Гейтнер может (и будет) продолжать притворяться, что данное сейсмическое увеличение объемов долга было необходимо для восстановления американской экономики, несмотря на то, что вся программа финансового стимулирования администрации Обамы составляет всего 18% от этого увеличения, так что цифры просто не сходятся. Все становится более или менее понятным, если принять во внимание другие факторы, такие как $1.37 трлн. казначейских ценных бумаг, примерно триллион из которых составляют избыточные банковские резервы. Еще один триллион это ипотечные ценные бумаги на балансе ФРС, $142 млрд. ипотечных активов в министерстве финансов, а оставшееся — банковский долг, обеспеченный Федеральной корпорацией страхования депозитов, оставшийся от периода спасения, и такие мелочи как средства, выделенные JPM Chase на покупку Bear Stearns.
Кто угодно может давать обещания, что когда-то в будущем бюджет будет более или менее под контролем, а также что «рыцари круглого стола» займут место в овальном кабинете и будут гораздо лучше управлять экономикой.
Но факт остается фактом — ошибочная, мошенническая политика создала огромное долговое бремя в финансовой системе, которое продолжает высасывать все соки из экономики США (почти нулевые процентные ставки при ненулевых объемах кредитования в виде ипотеки, потребительских кредитов, покупок автомобилей в кредит и т. д.). И пока этой проблеме не уделят хотя бы йоту времени и сил, США продолжат скатываться в финансовую пропасть, вырытую для них Федрезервом, министерством финансов, двухпартийным Конгрессом, администрацией и неважно кем еще. А пока избыточные резервы продолжают покоиться на балансе ФРС…
Рядом с тихо тикающим часовым механизмом, «будильник» которого может прозвенеть очень скоро. С известными последствиями как для самой Америки, так и ее кредиторов.