"Сыроват" пока что Европротокол.
«Европротокол». 5 причин остановиться и подождать
С 18 сентября вступил в Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения». Закон, основываясь на богатом европейском опыте, призван упростить механизм оформления материалов ДТП и выплаты страховых возмещений пострадавшим. Задумка неплохая, но исполнение хромает.
Закон сей был принят еще 17 февраля, и предусматривает вступление его в действие спустя полгода после опубликования. За полгода органам власти следовало привести состояние подзаконных актов в соответствие с требованиями законодательства.
1. Цена вопроса. Согласно Закона о гражданской ответственности, в случае составления «европротокола» размер страхового возмещения за причиненный ущерб ограничивается лимитом, установленным Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг по представлению МТСБУ.
На сегодняшний день МТСБУ подала необходимое представление в Госфинуслуг: размер лимита – 10 тыс.грн. Регулирующий орган разработал проект постановления, который разместил на официальном сайте для общественного обсуждения. Короче, пока все обсудят, Минюст утвердит, лимит официально заработает к концу ноября.
Внимание – вопрос: случилось ДТП, стороны согласны на «европротокол», водитель прикинул, что в 10 тыс. вложится, ничего не предвещает сложностей, все разъехались, но… если водитель не является экспертом-оценщиком или мастером СТО, он вполне может ошибиться.
Из видимых повреждений – трещина фары и царапина на крыле – повлекли за собой замену фары, компьютерный подбор краски и перекрашивание всего крыла, плюс обнаружились вдруг скрытые дефекты в виде нарушения развала схождения колес, в итоге – ущерб далеко зашкалил сверх лимита.
«Европротокол» уже составлен, и пути назад теперь нет – возмещение светит лишь в виде 10 тыс.грн., а дальше… «Бесконечная история» в суде.
2. Травмы. Опять же, Законом разрешается составлять «европротокол» лишь в том случае, если в результате ДТП не были травмированы люди. Но практика показывает, что некоторые травмы могут проявляться не сразу, а спустя некоторое время. Например, при сотрясении мозга признаки травмы (головная боль, тошнота, нарушение координации движения) проявляются на вторые-третьи сутки. При повреждениях и ушибах внутренних органов клинические признаки также проявляются далеко не сразу.
Подобных примеров множество, ведь в ДТП человек зачастую испытывает шок. И при чрезмерном возбуждении и зашкаливающем адреналине обычный человек просто не может диагностировать у себя наличие либо отсутствие травм. Последствия – печальны.
3. Виновник. Допустим, виновный водитель признал свою вину, согласился на составление «европротокола», подписал бумаги, ГАИ не вызывали, все разъехались. А назавтра водитель-виновник вдруг заявляет, что ДТП произошло по вине противоположной стороны. А то, что он подписал согласие о своей вине, так это он сделал под давлением второй стороны, под угрозой насилия или вследствие полученной травмы. Каков поворот.
4. «Европротокол». Не стоит забывать, что его, а также соответствующие пояснения составлять будут обычные водители, не часто сталкивающиеся с подобным процедурами. У некоторых еще в школе выработалось стойкое отвращение к эпистолярному жанру и появилась аллергия к заполнению документов. Не всякий сможет, особенно в стрессовой ситуации, описать происшедшее в сколько-нибудь внятной форме, опять же не упустив важных деталей и фактов. У нас, к сожалению этому не учат, разъяснений в СМИ и тренингов не проводят.
Чтоб составить «европротокол», необходимо будет начертить схему. А для этого придется, разгуливая с рулеткой или чем-то подобным по проезжей части, произвести замеры. И все это в плотном потоке автомобилей под крики и гудения неуравновешенных коллег-участников дорожного движения. Сотрудникам ГАИ сии манипуляции попроще производить.
5. И самое интересное – процедура возмещения ущерба. Пострадавшая сторона обратится в страховую компанию за выплатой возмещения. А страховая компания будет проводить расследование дела: виновен ли застрахованный, возможно вина обоюдна или налицо банальное мошенничество. Без проведения расследования выплата страхового возмещения будет необоснованной. За такое могут спросить и весьма строго компетентные органы, такие как налоговая, Госфинмониторинг или Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Страховой это надо – нет, страховой это не надо.
За полгода Кабмин, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг и МТСБУ обязаны были внести изменения в свои подзаконные акты, без которых реализовать Закон об «европротоколе» невозможно. Должна быть прозрачной и понятной процедура возмещения ущерба.
Какова она и как она будет проходить, пока не ясно. И пока не ясно, лучше бы воздержаться от самодеятельности и оформлять пока все «по старинке», прибегнув к вызову старой доброй Госавтоинспекции.
advisory.com.ua/articlesinshurance-the-beginig/43-europrotokol-5-prichin-ostanovitsa-i-podogdat