ФГИ начал судиться с Укртелекомом в 2009 году, требуя от компании выплат государству, как владельцу 92,86% акций оператора. 23 ноября текущего года Высший хозсуд удовлетворил требования ФГИ. Но, по данным фонда, деньги были перечислены на счет ФГИ до решения суда – в октябре. В пресс-службе Укртелекома получить комментарии не удалось. Задержка с выплатой вызвана тяжелым финансовым положением компании. С конца 2008-го года из-за резкой девальвации гривны у госоператора резко выросли издержки по обслуживанию кредитов, номинированных в долларах.Напомним, в 2005 году "Укртелеком" привлек синдицированный кредит на $500 млн. Выплаты по нему начались во второй половине 2008 года.
Бывший глава ФГИ, первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации Александр Бондарь говорит, что еще до политреформы 2004 года государству не приходилось через суд добиваться выплаты дивидендов, положенных по законодательству. "Монополисты, в частности 'Укртелеком' и 'Укрнафта', неохотно выплачивали дивиденды, но до суда дело не доходило,– говорит он.– Тогда все решалось через Кабинет министров, который в таком случае мог поставить вопрос о смене руководства компании, где государство владеет контрольным пакетом акций".
Сейчас же, по данным ФГИ, в судах рассматривается еще несколько исков, в которых фонд просит обязать компании выплатить государству положенные дивиденды.
УКРНАФТА За девять месяцев 2010 г. компания продемонстрировала резкое падение добычи углеводородов. Объем добычи нефти и газового конденсата составил 1,89 млн. т, что на 12,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, добыча природного газа упала до 1,87 млрд. куб. м (на 17,6% меньше). Хотя этому есть и объективное объяснение: истощенность запасов месторождений, на которых работает Укрнафта, составляет в отдельных случаях 75-80%.
Анонсированная Бойко атака на Укрнафту связана не только с планами создания полноценной ВИНК, о которой мечтали чиновники с конца 90-х гг. Учитывая то обстоятельство, что Приват, по сути, уже создал ВИНК, получив контроль над Укрнафтой, Укртатнафтой (не в последнюю очередь благодаря компромиссу с Бойко на собрании акционеров 14 июля 2010 г.), Нефтехмиком Прикарпатья, Галичиной, Укртранснафтой, многочисленными нефтебазами, 1,5 тыс. АЗС и Одесской нефтеперевалкой, днепропетровскую ьратву будет очень непросто убедить в необходимости вернуть часть активов под крыло государства. Разве что, намекнув Игорю Коломойскому о возможности кардинального изменения его жизненного пути по примеру г-на Ходорковского. Намного больше, чем создание ВИНК, Бойко нужен газ Укрнафты. В настоящее время Укрнафта располагает 7,09 млрд. куб. м газа в подземных хранилищах. И успешно борется с инертными юристами Нафтогаз , выигрывая суды за судами. Так, в сентябре Высший хозяйственный суд разрешил Укрнафте использовать 1,05 млрд. куб. м газа из этого объема для поставок приватовскому Днепроазоту.
26 ноября Хозяйственный суд Киева санкционировал поставку 157,5 млн. куб. м газа Укрнафты из ПХГ для поставок промпотребителям. На протяжении всего 2010 года Укрнафта отказывалась продавать добытый газ Нафтогазу, мотивируя это заниженной ценой на топливо.
Кроме того, Укрнафта ежегодно добывает более 3 млрд. куб. м газа. Учитывая дырку в газовом балансе страны, которая образовалась после возврата РУЭ 12,1 млрд. куб. м газа, Минтопэнерго намного дешевле было бы поставить под контроль задравшегося Беньку, чем покупать газ у Газпрома»по рыночной цене в 2011 году. Тем более, что в 2011 году на недостающие объемы свыше оговоренных 40 млрд. куб. м 30%-я харьковская скидка не распространяется.
В случае, если Юрий Бойко получит одобрение (или, по крайней мере, гарантии невмешательства) со стороны ЭФФективной донецкой Брателлы у Игоря Коломойского и его бизнеса могут возникнуть проблемы. На подходе в парламенте законопроект №6504 о снижении до 50% кворума при проведении собрания акционеров. Вступление в силу этого закона выбивает из рук израильтянина основной козырь, который позволял им неоднократно срывать собрания акционеров Укрнафты и не допускать принятия невыгодных решений, в т.ч. о смене менеджмента. Нынешний Президент – это не Виктор Ющенко. И у Коломойского, не создавшего за года хаоса во власти инструментов эффективного политического лоббизма, будет повод подумать над этим. В Швейцарии