Достижение бензином цены в 10.5 грн ( или 0, 95 евро) окончательно поставило точку в вопросе ценового паритета с Западной Европой, точнее сказать крест на нем. Теперь окончательно и бесповоротно цены в Украине выше чем в Германии, Франции, Италии и Испании. Опережают нас пока только скандинавы, но мы им дышим в затылок. Каким же образом в одной из беднейших ( по уровню ВВП, доходов населения и пр.) стране оказались самые высокие потребительские цены?
Цены как известно складываются из затрат и прибыли производителей, транспортных расходов и расходов на сбыт. Где же в нашей стране тонут деньги потребителей, из-за чего продавцы вынуждены невзирая на конкуренцию и слабый спрос удерживать высокие цены на товары первой необходимости?
Ответ напрашивается следующий: у нашего бизнеса есть дополнительные статьи расходов, которые отсутствуют в указанных выше странах.
Статья затрат 1. Коррупционный налог. О нем написано достаточно много, нет смысла повторятся. Общеизвестно, что в нашей стране за право заниматься бизнесом нужно платить, платить и платить чиновникам, ментам, таможенникам, всевозможным посредникам по передаче взяток, сюда же можно отнести затраты на бюрократическую волокиту во всех разрешительных инстанциях, горы бесполезных отчетов, существующих только ради штрафов за несвоевременную сдачу и т.п.
Статья затрат 2. Инфраструктурный налог. Проблема реальная, но малоизученная. На первый взгляд, никаких специальных отчислений на инфраструктуру мы не платим. Однако, давайте пройдемся по пунктам:
а) Дороги. Огромная колоссальная дыра, куда уходят как государственные деньги, так и деньги всех кто ездит и даже тех кто не ездит. Изучив цены на автоперевозки, легко убедится в том что цена на перевозку стандартной партии товара (20т) по Украине в 3-4 раза выше чем по территории ЕС. Почему? Повышенный износ автомобиля на плохих дорогах, низкая скорость, повышенный расход топлива, дополнительные трудозатраты. А ведь автотранспортом перевозится почти весь импорт и практически все потребительские товары.
б) Энергосистема. Изношенные ЛЭП требуют установки на каждом предприятии резервных генераторов, ИБП, повышенной защиты от перепадов напряжения, что в конечном итоге ложится на затраты производителей и торговли.
в) Водоснабжение. В Швеции не существует бизнеса по доставке питьевой воды, да и минералку там пьют только гурманы. Почему? Там воду можно пить прямо из крана! А ведь затраты на очистку/доставку воды в конечном итоге ложатся на себестоимость продукции и услуг. Я уже не говорю про постепенное уничтожение природных водоемов из-за разрушающейся канализации... Хотя это нам аукнется немного позже.
г) Общественный транспорт. Возможно, общественным транспортом не перевозят товары, но люди вынуждены пользоваться либо им, либо покупать автомобили. Ежедневная зарядка в маршрутке или метро (да еще в компании "бесплатных бабушек") вряд ли повышает производительность труда рабочих или младшего офисного персонала. А проезд в собственных или служебных авто более ценных для предприятий менеджеров снова ложится на затраты. Вы будете удивлены, но в лондонском Сити нет никаких проблем с парковкой, несмотря на огромное количество офисов! Больших боссов на служебных автомобилях вы сможете увидеть только погуляв часок-другой, все остальные спокойно ездят на метро или в такси.
Это конечно не полный перечень дополнительных статей затрат, его можно продолжить, но по моему для вывода уже достаточно.
Еще одно немаловажное замечание: как коррупционный, так и инфраструктурный налоги больнее всего ударяют по малому бизнесу, который в ЕС создает до 50% рабочих мест. Малому предприятию куда труднее участвовать в этом "беге с барьерами и подножками" чем акулам бизнеса.
В бедной стране, где у большинства населения в головах разруха, жить некомфортно и дорого. Где же выход? Я могу предложить только одно: давайте на следующих выборах проголосуем за тех политиков, которые предлагают конкретные пути модернизации страны, с понятными источниками финансирования. Если мы будем снова голосовать "против" или "за меньшее зло" - не выберемся из этого порочного круга никогда. Единственная возможная для следующего правительства программа- программа строительства процветающей Украины на базе ценностей свободного мира. Другого пути у нас нет.