Если не брать во внимание откровенно заангажированных экспертов, выступающих под эгидой НБУ, практически все независимые аналитики прогнозируют существенную девальвацию национальной валюты до конца года. Однако, так ли неизбежна девальвация? Если да, будет ли она настолько существенной, что мы увидим повторение сценария 2008 г?
Сравнение с 2008 г. используется многими сторонниками девальвационного сценария. При этом для обоснования схожести предпосылок используются фундаментальные показатели, такие, например, как динамика ВВП, состояние торгового баланса. И хотя выбор исходных переменных не вызывает вопросов, вызывает сомнения схожесть модели их влияния на макроэкономическую ситуацию и, как следствие, на результирующие параметры в 2008 и 2012 г.
И в 2008 и в 2012 наблюдается падение экспорта и невозможность снизить энергетический импорт. В результате возникает превышение спроса на валюту над предложением. Национальный банк де факто проводит политику фиксированного валютного курса, поддерживая национальную валюту с помощью интервенций. Девальвационное давление усиливается с ростом торгового дисбаланса, что вынуждает НБУ к постепенной девальвации. Растут девальвационные ожидания населения, начинается паника – население бросается скупать валюту. В 2008 г. это закончилось обесцениванием валюты на пике кризиса почти в 2 раза. НБУ перестал продавать валюту и рынок сам нащупал новое равновесие.
Ситуация 2012 г. повторяет ситуацию до фразы о «рынке». В 2012 рынок, как институт есть, но регулируется он нерыночными методами. Банки, позволившие курсу хоть немного отправиться в свободное плавание, попадают по санкции НБУ. Рынок обмена наличной валюты отрезан от рынка безналичной и по факту состоит из рынков нескольких десятков тысяч пунктов обмена валюты с фиксированным извне курсом (отделения продают только ту валюту, которую сами купили). А если курс не является следствием рыночного равновесия, то нет и основания говорить рыночных предпосылках для его падения. Таким образом, те же исходные параметры в сочетании с нерыночными методами регулирования в 2012 позволяют получить стабильный обменный курс, по крайнее мере, в краткосрочной перспективе (нам бы только до выборов дотянуть). Но означает ли это девальвацию на утро после выборов? Думаю, нет.
После выборов у правительства будут, наконец, развязаны руки для пересмотра цен на газ для населения. При этом удобно будет всю вину возложить на МВФ, выдвигающее требование повышения цен для получения кредита. Повышение цены для газ для населения может сопровождаться ее снижением для экспортноориентированной промышленности. Таким образом, новые парламентарии отблагодарят крупный бизнес за финансовую поддержку выборов, не осуществляя при этом девальвации. Аналогичный маневр может быть произведен и с ценами на электроэнергию.
Уменьшить негативное сальдо торгового баланса и, как следствие, девальвационное давление может также активная борьба с контрабандным импортом. В лучшем случае серые импортеры ввезут очередную партию китайского ширпотреба, заплатив более высокие поборы, в худшем — свернут бизнес. Такая политика, уменьшая девальвационное давление с одной стороны, создает предпосылки для инфляции с другой.
В совокупности, увеличение затрат на коммунальные услуги, рост цен на другие составляющие потребительской корзины могут существенно уменьшить спрос на валюту со стороны более бедных слоев населения уже в ближайшие месяцы. Не исключено, что для того, чтобы накрыть праздничный стол часть украинцев пойдет сдавать валюту уже в декабре. Более состоятельная часть населения в случае отсутствия реализации девальвационного сценария в течение нескольких месяце тоже станет перед выбором, что делать с низкодоходными валютными активами – переводить в гривну или попросту потратить (на новое авто или квартиру). Чем дольше выстоит НБУ, тем больше вероятность, что девальвационные ожидания пойдут на спад и часть валютных сбережений будет проедена.
Значит ли это, что девальвация отменяется? Думаю, что нет. По крайней мере, в долгосрочной перспективе. До нового года НБУ вполне может продержаться за счет административного сдерживания курса. Затем можно ожидать плавной девальвации. Эксперты уже разогнали девальвационные ожидания до 9-10 грн. за доллар. Поэтому девальвация менее 10% (до 8,8 грн. за доллар), может быть преподнесена как победа НБУ на спекулянтами, либо как жизненно важная мера для спасения экспортеров.