Рост многих стран тормозит, а деньги не идут в акции. ЧII
Не только российская экономика демонстрирует признаки замедления в последнее время. К примеру, налицо торможение роста ВВП стран PIGS.
Президент Евроцентробанка Жан-Клод Трише, должно быть, неодобрительно поглядывает на Германию. Без самой крупной экономики еврозоны рост ВВП региона в целом во II квартале был бы хотя и слабым, но вполне однородным. Вместо этого на руках у ЕЦБ разделенная еврозона с очень широким разбросом процентных ставок.
Экономика еврозоны росла стабильно на 1,7% в годовом исчислении и на 1% в квартальном. В то же время Германия продемонстрировала впечатляющий результат – подъем на 2,2% в квартальном исчислении и на 9,1% в годовом. Рост обеспечили оживление международной торговли и пополнение производственных запасов. При этом как частное, так и государственное потребление осталось на прежнем уровне. Правительства были вынуждены перейти к режиму строгой экономии в ответ на кризис суверенного долга в начале текущего года. Это окажет крайне негативное воздействие на покупательскую способность населения в долгосрочной перспективе.
Приведенные цифры демонстрируют улучшение ситуации по сравнению с предыдущим периодом, однако и здесь не обошлось без подвоха. Рост в 1,7 %, который мы, конечно, считаем значимым по сравнению с предыдущими результатами, неравномерно распределен по всей еврозоне. Индустриальная Германия добилась почти китайского роста - на 2,2% в квартальном и более чем 9% в годовом исчислении. Без нее увеличение ВВП еврозоны в целом составил бы жалкие 0,3% в квартальном и 0,9% в годовом выражении. Начиная с июня 2009г., когда еврозона достигла «дна», другие ее члены не смогли улучшить общую динамику ВВП ни на процент. Более того, страны PIGS до сих пор буксуют - их ВВП приподнялся всего на 0,3% в годовом исчислении.
Члены еврозоны должны радоваться тому росту, который у них сейчас есть, поскольку он не может длиться вечно, подчеркнули эксперты. Вклад падения евро в первой половине 2010г. в рост ВВП развеется вместе с текущим пополнением оборотных средств предприятиями, если, конечно, не произойдет еще одного снижения курса. Это оставит экономику еврозоны с покупателями, погрязшими в долгах и вынужденными экономить, а правительства – с новообретенным чувством фискальной ответственности. Выражаясь простым языком, рост ВВП останется низким еще довольно долго.
Мы не собираемся ставить под сомнение великолепный результат Германии в 9,1% роста в годовом выражении, однако эта страна в свою очередь испытает некоторые трудности во второй половине 2010г.
Во-первых, являясь вторым по величине экспортером в мире, она зависит от благосостояния своих основных торговых партнеров. Мы ожидаем, что многие из них, включая остальные страны еврозоны, а также США будут расти медленно.
Во-вторых, Германии предстоит затянуть пояс, в то время как ее соседи на юге пытаются уменьшить показатель соотношения госдолга к ВВП.
В-третьих, значительную часть этого роста на 9,1% составило пополнение оборотных средств предприятиями, что является временным фактором и эффективно на протяжении считанных кварталов.
В общем, 1,7% - это, конечно, не 0,6%, однако остается несколько препятствий, в том числе большой разрыв между северными и южными странами Европы. Германия здесь представляется нам разгоняющимся локомотивом, только вот вагоны остались стоять на станции.
Надежным индикатором состояния дел в экономики является фондовый рынок. А точнее, его корпоративная часть. Меж тем, пока деньги не видят оснований для перехода в акции.
В самом деле, деньги - беспристрастный и холодный арбитр. Он выбирают того, кто наиболее искусен в приумножении капитала, и остаются с ним до тех пор, пока не найдется кто-нибудь еще искуснее.
В качестве аргументов для приобретения акций инвесторы могут приводить низкие котировки, сильные балансы компаний и объемы капитала, сосредоточенного на обочине Уолл-Стрит. Не советуя покупать казначейские облигации, они также могут ссылаться на исторически низкую доходность, беспокойство по поводу растущего предложения и опасность раздувания «пузырей».
Но запомните, что сказал известный в узких кругах Уолл-Стрит Гордон Грекко: «Баксы решают все, сынок. Остальное – риторика». В сущности, деньги всегда текут туда, где есть прибыль и скрытый потенциал.
Акции тоже могут быть не так уж плохи для вложения капитала. Все зависит от ваших горизонтов инвестирования. Но в данный момент казначейские облигации значительно лучше.
С начала текущего года фьючерсы на десятилетние казначейские облигации набрали 9%, а индексный фонд SPDR S&P 500 потерял 2,1%. С учетом распределение процентов и дивидендов показатели казначейских облигаций выглядят еще лучше. По состоянию на утро вторника доходность десятилетних облигаций составила 2,609%, достигнув минимального уровня с марта 2009 г. Но дивидендная доходность индексного фонда – лишь 1,95%. Не удивительно, что с начала года фонды облигаций пополнились $135 млрд., в то время как из акционерных фондов произошел отток $3,1 млрд. Таковы данные компании EPFR Global на 11 августа.
Для разворота данного тренда потребуется падение доходности казначейских облигаций, либо акциям придется доказать, что они способны приносить прибыль, либо должно произойти и то, и другое. Пара позитивных экономических новостей или ралли индексного фонда выше определенного технического уровня ситуацию не изменят.
По словам профильных гуру, какое-то одно событие вроде позитивного экономического фона или хороших новостей в корпоративном секторе не заставят деньги изменить облигациям и переметнуться в акции. Остается только ждать, считает он. Инвесторам надо научиться принимать снижение темпов годового прироста до уровня, предшествующего изменению траектории движения рынка в середине 1980-х г.г. Надо не создавать новые нормы, а научиться возвращаться к старым.
Что может заставить деньги переменить направление?
Есть некоторые вещи, которые со временем могут привлечь капитал в акции. Напомним, средняя доходность корпоративных облигаций компаний S&P 500 составляет 4,6%. При этом его прогноз по доходности акций через 12 месяцев – 8%.
По нашему мнению, разница в относительной стоимости данных инструментов неустойчива.
Невзирая на доходность казначейских облигаций, некоторые ключевые игроки от них избавляются. Согласно последним данным Казначейства по притоку капитала в США, крупнейший зарубежный держатель казначейских бумаг - Китай - сократил их объем в своем портфеле на 3,6% в мае и на 2,8% или на $24 млрд. в июне. Страны-экспортеры нефти вместе являются четвертым по величине держателем казначейских облигаций. Они сократили их объем на 1,8% в мае и на 5,1% в июне. Остается ждать итогов III квартала и обнадеживающей макроэкономической статистики.