Кризис по-европейски. ЧII
Пришел черед поговорить о лекарствах от еврокризиса.
Возможно, Греции, чтобы вернуть конкурентоспособность в ЕС, следует выйти из еврозоны, то есть изменить свою валютную политику примерно так, как это пришлось сделать в свое время Аргентине, где катастрофическая рецессия 2001–2002 гг. привела к дефолту и девальвации. Другим показательным примером в пользу такого решения может быть Латвия. Эта страна показала, что простых решений в борьбе со снижением конкурентоспособности в сочетании с высокой задолженностью, выраженной в иностранной валюте, нет. Латвии пришлось прибегнуть к росту налогов и урезанию зарплат.
А чтобы остаться в зоне евро или войти в нее, девяти наиболее пострадавшим от кризиса странам (PIIGS, Эстония, Латвия, Литва и Болгария) следует прибегнуть к тому же рецепту: увеличить сбор налогов для стабилизации соотношения долга по отношению к ВВП, провести структурные реформы, повышающие производительность и конкурентоспособность. Эти меры могут показаться весьма жесткими и болезненными, дающими противоречивые эффекты (например, увеличение налогового бремени сокращает внутренний спрос и сдерживает рост зарплат), однако без них не обойтись.
Но для выхода на модель сбалансированного роста — даже при относительно развитой политической и финансовой системе — необходимо несколько лет.
Страны при этом должны ориентироваться на следующие целевые показатели: увеличить налоговые сборы с 5% до 12% ВВП, снизить расходы на оплату труда, которые сегодня в себестоимости колеблются в диапазоне от 15% до 30%. Конечно, цифры будут разными в зависимости от особенностей конкретной страны. Поскольку дисбалансы создавались в течение десяти лет, то потребуется, как минимум, три-четыре года проводить целенаправленные реформы по сокращению внутреннего спроса или приостановке его расширения.
Основная угроза при проведении подобной политики — дефляция. Однако она неизбежна — как для Греции, так и для других уязвимых стран — как следствие проводимых мер поддержки в еврозоне. Однако есть шанс, что дефляция не будет значительной. При следующих условиях: продолжение подъема мировой торговли, понижение курса евро, расширение в Европе внутреннего спроса в странах с положительным внешнеторговым сальдо, в том числе в Германии и Нидерландах, которым очень выгоден низкий курс евровалюты. Поскольку европейские страны торгуют преимущественно друг с другом, то большая часть реорганизации в отношении конкурентоспособности и совокупного спроса будет проходить в пределах Европы.
Для стран, не входящих в зону евро, этот кризис наглядно показывает необходимость ориентироваться на внутренний спрос и быть более осмотрительными при разработке стратегии макроэкономической политики.
Кроме того, потенциальные страны — кандидаты на вступление в еврозону должны прислушаться к рекомендациям по отсрочке вступления в Евросоюз до тех пор, пока они не обеспечат должный уровень конкурентоспособности.
На основании опыта вхождения в зону евро стран PIIGS можно сделать вывод о необходимости регулировать приток капиталов и поддерживать профицит бюджета. Кризис зоны евро, жесткая валютная политика в рамках единой валюты в сочетании с беспрепятственным притоком капиталов и возможностями внешних заимствований может завести в тупик. Страны с более гибкой валютной политикой и с контролируемым в том или ином виде притоком капитала смогли пережить рецессию лучше.
Следует отметить, что кризис евро выявил несостоятельность и неэффективность региональных механизмов в борьбе с финансовым кризисом, а также подчеркнул важность таких международных институтов, как МВФ в качестве глобального кредитора последней инстанции. Роль МВФ может заключаться не только в выдаче дополнительных ресурсов и обмене более широким экспертным мнением, чем в региональных институтах, но и в беспристрастной экспертизе собственно региональной политики.
А тем временем член совета ЕЦБ управляющих ЕЦБ и глава ЦБ Бельгии Ги Каден заявил: «У ЕЦБ нет причин менять ставку на фоне замедляющегося роста экономики».
Европейский центральный банк (ЕЦБ) может позволить себе сохранить базовую процентную ставку у рекордного минимума в связи с ожидающимся замедлением экономического роста в еврозоне и низким уровнем инфляции, заявил член совета управляющих ЕЦБ и глава ЦБ Бельгии Ги Каден в рамках заседания
Международного валютного фонда 8-10 октября.
«Ценовое давление в еврозоне остается сдержанным, инфляционные
ожидания устойчивы. Нет никаких причин менять нашу позицию по
кредитно-денежной политике», — приводит слова Г.Кадена агентство Bloomberg.
Рост ВВП еврозоны замедлится во втором полугодии 2010 года и в 2011 году по сравнению с необычайно сильным подъемом во втором квартале, сказал Г.Каден.
«Хотя перспективы для еврозоны не так уж плохи, сохраняются риски замедления роста в других регионах мира», — добавил он.
ЕЦБ удерживает базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в 1% уже 18 месяцев подряд. Кроме того, в этом месяце ЦБ еврозоны принял решение продолжить предоставление банкам неограниченной ликвидности и в 2011 году.
Мы расцениваем этот пост, как анонс сохранения консервативной кредитно-денежной политики стран еврозоны и рискнем предположить достаточно быстрый отказ от нее под давлением следующей волны монетарных «смягчений», которая пройдет, начиная от США и заканчивая Японией. Отяжелевший от валютных манипуляций евро упадет как зрелое яблоко. Вопрос сумеют ли трусливые клерки ЕЦБ его поймать?