Желание наших соседей оказать посильную помощь Украине в поиске альтернативы российскому газу можно только приветствовать. Вот только большая часть предложений несет в себе скорее гипотетическую возможность, чем реальный план, который можно реализовать на протяжении, например, 5 лет.
Хотя с другой стороны – нет ничего невозможного при наличии непреодолимого желания перемен и экономических выгод.
26 января 2011 г. эксперт Министерства нефти и энергетики Норвегии Ингмар Сундстрем сообщил, что в качестве альтернативы топливным поставкам из России Норвегия официально рассматривает возможность бесперебойного снабжения Украины норвежским газом.
Эксперт отметил, что в настоящее время Норвегии производит достаточно газа, использовать который украинская сторона «сможет круглосуточно»: «Если наши потенциальные партнеры из Украины обратятся за непосредственной помощью, мы, безусловно, таковую окажем. Экспортные цены на газ, транспортируемый из Норвегии, для Киева будут рассчитываться на максимально льготных условиях».
Отмечено, что единственной проблемой, в данном случае может стать отсутствие линий прямого «норвежско-украинского газопровода» и относительно высокие расходы на доставку энергоносителей морским и наземным транспортом.
В случае с норвежским газом следует вспомнить начало текущего тысячелетия.
Тогда, в конце 2000 г., как впрочем, и сегодня, Украина находилась в сложных условиях.
Россия планировала создавать консорциум для организации поставок газа в Европу через Польшу и Словакию в обход Украины. В состав консорциума должны были войти 5 компаний: «Газпром», итальянская SNAM, французская Gaz de France и германские Wintershall и Ruhrgas).
Однако параллельно существовала альтернатива. В то время рассматривалось предложение Польши по реализации совместного с Украиной проекта строительства газопровода для поставок норвежского газа. Однако, тогдашний Президент Украины Л.Кучма считал «абсолютно нецелесообразным» строительство газопровода из Норвегии, отмечая, что у Украины есть откуда брать газ, причем по более дешевой цене: а цена норвежского газа намного превышает стоимость российского и туркменского газа.
Имея подобную угрозу, однозначную оценку такому развитию событий дал Л.Кучма, заявив осенью 2000 г., что Киев не собирается принимать никаких контрмер в связи с созданием консорциума, сославшись на то, что: «… до практической реализации, как правило, «проходит большое время». «Сколько ведется разговоров о нефтепроводе из зоны Каспийского моря в Джейхан. Где этот трубопровод?», — спрашивал Л.Кучма.
Теперь, спустя более 10 лет, логичными выглядят вопросы: где тот консорциум, и где Л.Кучма? А вот как раз с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан все понятно, и к тому же цена норвежского газа стала сопоставима с ценой российского.
В январе 2012 г. стоимость импорта российского газа в Германию по долгосрочным контрактам составляла $12,45/млн.БТЕ ,а норвежского и голландского $12,08 и $11,61/млн.БТЕ соответсвенно.
То есть, с тех пор в мире и близлежащих странах многое изменилось, а вот в Украине, к большому сожалению, нет (((.
Выходит, что проблемы с газообеспечением Украины, достижения отрасли, а сними и стартовые условия для новых переговоров по газу, в лучшем случае остались на уровне 2000 года.
Однако теперь, благодаря развитию европейского спотового рынка, а именно электронной торговли газом, появляется возможность закупать газ любого происхождения. Таким образом, возможность закупки Украиной норвежского газа (или любого другого, который физически может быть поставлен в Европу) с целью дальнейшего осуществления своповых сделок становится реальной, и при этом строить газопроводы не нужно.
К сожалению, за годы независимости Украина так и не приобрела опыта в использовании рыночных форм и методов торговли энергоресурсами (как впрочем и любыми другими ресурсами), которые все это время развивались в Европе. А Европа продолжает создавать центры по торговле газом (хабы), прообразом которым являются биржи и соответствующие механизмы, которые на зачаточном уровне известны и используются в Украине.
Значение таких центров, а также возможности их использования для организации поставок альтернативного газа сейчас оценивает руководство нефтегазовой отрасли Украины.
Тем не менее, есть надежда, что после четкого выбора приоритетов дальнейшего развития страны, которого сейчас требует от Украины и ЕС и США, последует многолетняя работа направленная на укрепление энергетической независимости, которая будет связана с повышением профессионального уровня специалистов отрасли так и фактической реализацией реальных и виртуальных проектов новых поставок газа в Украину.