По задумке организаторов ВААП обеспечивает полный спектр услуг по защите авторских прав, включая защиту торговых марок, борьбу с контрабандой, импортом контрафактных товаров под известными брендами, управлением использования авторских прав и т.д. По факту же организация с таможней никак не взаимодействует и с представителями торговых марок в Украине не работает.
Деятельность ВААП более проста – организаторы занимаются обычным мошенничеством.
Схема деятельности ВААП:
- 1. Работники ВААП находят магазины, продающие различные брендовые товары, - часто техника, которая малопредставлена в Украине. Например, продукция Electrolux, AEG, Philips, Kenwood и других брендов.
- 2. Затем ВААП рассылает им предупредительные письма (по сути угрозы), в которых говорится о нелегальной деятельности магазина с требованием прекратить торговлю и убрать все упоминания о продукции. Таким образом, организация создает видимость правовой деятельности.
- 3. Параллельно представители ВААП заключают нелегальные договоренности с представителями правоохранительных органов для их дальнейшего участия в схеме.
- 4. Дальше действует милиция, придумывая уголовные дела по подделке документов и т.п. с последующей конфискацией товара. В результате магазин вынужден откупаться.
- 5. Завершается все взяткой представителям правоохранительных органов в сумме около $1000-$2000 и банальным дележом денег между участниками "схемы" – ВААП и милицией.
Сумма взяток приведена исходя из данных, полученных от 6-ти интернет магазинов, наверняка для розничных магазинов сумма взятки больше.
ВААП ежегодно обирает более 100 разных магазинов, прикрываясь договорами с производителями продукции и правоохранительными органами.
К тому же ВААП согласно законодательству Украины не может функционировать как общественная организация, об этом подробно говорится в статьях Закона Украины «Про общественные организации».
Если анализировать деятельность Всеукраинского агентства авторских прав, то можно увидеть закономерность отстаивания интересов определенных структур. Общественные организации, представляющие интересы украинского народа, не могут спонсироваться иностранными копаниями с целью получения выгоды, а все договора ВААП заключены именно с иностранными с компаниями. Также воздействие на деятельность определенных магазинов способствует монополизации рынка, вероятно, такая цель также стоит. В результате продавцы продукции несут убытки, а официальные представители брендов получают информационный ущерб.
Ущерб для производителей товаров очевиден, продавцы всеми методами навязывают покупателям альтернативные товары, из-за которых не будет проблем. Опытные маркетологи уже давно отслеживают в Интернете накопление большого количества негативных отзывов о брендах «защищаемых» ВААП, в основном это «фальшивые» мнения, исходящие от самих продавцов.
Предположительно это лишь малая часть деятельности организации, так как подобные факты мошенничества сложно отслеживать, ведь пострадавшие функционируют, как и все в Украине, - полулегально. И самое интересное – компании, чьи права якобы отстаиваются, даже не подозревают, что их вовлекают в мошеннические схемы.