Эрик Найман 1 ч. · За два дня в Китае увидели и узнали много полезного. Все сейчас не расскажу. По китайским компаниям, где были в гостях тоже потом выложу. Многие вещи требуют упорядочивания.
Сейчас пока дам некоторые интересные факты, некоторые из которых вы, возможно, не знали.
Китай столкнулся с двумя серьезными проблемами (так называемая «новая нормальность»): - спад мировой торговли и ожидаемый переход к негативному сальдо торгового баланса (богатеющие китайцы все больше импортируют, а высокие зарплаты ведут к перемещению ряда трудоемких производств в другие страны ЮВА); - старение населения. Китай отказался от политики «одна семья – один ребенок», но средний класс не хочет детей (дорого). А так как в негосударственном секторе основная нагрузка по пенсионному обеспечению ложится на детей, то в будущем это ведет к большим проблемам с дефицитом пенсионного обеспечения. Поэтому китайские банки начали продвигать индивидуальные пенсионные накопления.
В ответ на эти вызовы китайские власти активно управляют тремя ведущими (для них) макроэкономическими способами: 1. Увеличение предложения денег (денежная масса М2). В январе был рост на 8,4%, а в феврале он замедлился до 8,0%. 2. Рост объемов нового кредитования. В январе было плюс 3320 млрд. юаней, а в феврале лишь плюс 886 млрд. юаней. 3. Рост социальных расходов. В январе было плюс 4640 млрд. юаней, а в феврале плюс 703 млрд.юаней (за январь-февраль +25% год-к-году!). То есть в январе, накануне лунного нового года, была агрессивная накачка деньгами, а в феврале условно замедление. Одновременно с этим продолжается процесс делевериджа в банковском секторе, особенно в «теневом банкинге» и управлении активами (соответствующая госполитика началась в апреле 2018 года).
Экономика Китая напоминает термос – внутри идет активное нагревание экономики различными мерами государственного стимулирования. Но при этом жестко ограничиваются по возможности вывода капитала за рубеж.
Региональные элиты очень сильные. У местных властей очень большая автономия действий. Например, 70% госфинансов находится в руках местных властей, и только 30% у центральной власти. Поэтому есть конкуренция между локальными правительствами и они весьма активно пользуются правами налоговых стимулов.
Есть условное разделение регионы на четыре уровня. Регионы 3-го и 4-го уровня (Пекин или Шанхай это номер 1, а Хуанчжоу 2-й) – здесь конкуренция меньше, можно дешевле стартовать. И это хорошие точки для выхода на рынок Китая. И основной экономический рост будет происходить именно в менее развитых регионах.
Китай – это капиталистическая страна больше, чем скандинавские страны. Все работают в жесткой конкуренции. Даже госпредприятия. В то же время, китайцы очень боятся конкуренции (просто в ней постоянно живут) и поэтому действуют на западных рынках скрытно. Вся экономика работает по 5-летним планам, но по индикативным. Партия выставляет приоритеты (льготы, кредиты и тд). Партия определяет стратегию и стимулы для ее осуществления. Среди госслужащих есть Hard KPI и Soft KPI. Софт влияет на бонусы. Хард – для продвижения выше по должности или даже увольнения.
Население Китая стремительно богатеет. Поэтому потребление дало 76% прироста ВВП Китая в прошлом году. А цены на жилую недвижимость зашкаливают: в крупных городах жилье бизнес-класса стоит порядка $10 тыс. за кв.метр. А в хороших местах очень крупных городов в 2-3 раза дороже. Гонконг самый дорогой, но там мы будем на следующей неделе.
Также население Китая стареет – число людей возрастом 60 лет и старше достигло 250 млн.чел. и его доля быстро приближается к 20% населения страны. Возможно, именно из-за подготовки к решению демографической проблемы и старению населения людей приучают к тому что вокруг них роботы. Роботизация пока выглядит через весьма примитивных антропоморфных роботов-помощников, которые особо ни на что не способны. Но процесс на роботизацию отчетливо виден.
За 10 лет произошла быстрая урбанизация экономики Китая. И большая часть экономики уже является сервисной: в 2007 году в сервисах было 32% рабочей силы, а уже в 2017 стало 45%. Пик рабочей силы в промышленности был в 2012 году (30%, а сейчас 28%). Власти Китая ожидают достижение цифровой экономикой $6 трлн. в ВВП страны в 2020 году (это 50% от ВВП Поднебесной 2017 года!).
Продажи новых легковых авто в феврале упали на 13,8% до 1,48 млн. штук. Из них 53 тыс. электрические авто (3,6%). За январь-февраль продажи упали на 14,9% до 3,85 млн.шт., из них 148 тыс. электрические авто (3,8%). Запасы непроданных новых авто выросли до 2 мес. (нормой считается не выше 1,5 мес). В 2018-м было продано 1,2 млн. новых электрических авто. В 2019 ожидаются продажи 1,6 млн.шт. (5,7% от ожидаемых продаж 28 млн.шт. всех новых легковых авто). До конца 2020 года действуют стимулирующие программы по продаже электрических авто. В Пекине электроавто еще почти нет. Это говорит в том числе о том, что Китаю еще далеко до насыщения электрическими авто даже внутреннего рынка. Провинция Хайнань планирует в 2030 запретить бензиновые автомобили, первой из китайских провинций. Интересно, что при тестировании автономных автомобилей в компании Baidu (да, крупнейший китайский поисковик занимается разработкой беспилотных авто – но такова особенность крупного китайского бизнеса – они занимаются очень разными вещами, правда, обычно в смежных областях), нас катали на американских машинах Lincoln, а не китайских.
Гонконг запускает фьючерс на фондовый индекс MSCI China A-shares (входит 421 крупнейшая компания Китая). Точная дата запуска и спецификация еще не известны и будут объявлены позже. Это станет значимым моментом для развития внутреннего китайского финансового рынка, который по-прежнему остается весьма закрытым.
Востаннє редагувалось Evgeny в Вів 12 бер, 2019 21:25, всього редагувалось 1 раз.
zzzzzz написав:Продажи новых легковых авто в феврале упали на 13,8% до 1,48 млн. штук.
К концу 2019 года падение продаж авто с ДВС может дойти до 20-30%. И средний срок эксплуатации авто вырастет на 2-3 года в ожидании новых моделей электромобилей. Как бы там Либо не говорил, но очень скоро мы увидем очень глубокое дно по многим коммодисам (Эксперты говорят что только природный газ и редкоземельные не упадут). Перепроизводство и мультипликативный удар по спросу во всех смежных с машиностроением областях.
zzzzzz написав:serega_rubin авто это не самая главная беда, самая главное это строительство !! Вот если там будет спад, вот это будет ппц
Да развитые страны - чувствительны к сфере строительства, также как и наша металлургия к ценам на арматуру там. В тоже время у нас никогда так не строили как при цене арматуры 7000 грн за тонну, бетона 600 грн за куб и гривна 30 за доллар. Сам наблюдал ажиотаж вокруг всей отрасли. У нас отложенный спрос на хорошее жилье колоссальный, а предложение - очень слабое. Энергоэффективное жилье до 2016-2017 не строили, а весь спрос сейчас именно в этом сегменте. Строить-неперестроить.
В тоже время, понятное дело, что когда продажи машиностроительной отрасли Германии будут валится на 10-20 миллиардов долларов в месяц, строительная отрасль будет падать там такими же темпами. Что бы хоть как то компенсировать падение спроса, будут стимулировать и падения коммодисов (сырья для удешевления машиностроения) политическими рычагами. Рост машиностроения там я даже не рассматриваю. Германия-Франция-Италия окончательно отстали на новых рынках, о чем говорят взрывные продажи теслы3 за 2 недели февраля в европе. И нулевые продажи европейских электроавтопроизводителей в Китае.