Евро и евроэкономика: сила в слабости? Ч I
Audio: Евро и евроэкономика: сила в слабости? Ч I
Тему настоящего видеосюжета подсказала перманентная конфликтность немногочисленных на форуме «Валютный рынок в контексте» представительниц прекрасного пола, пытающихся в истинно мужском коллективе самоутвердиться и по этой причине отчаянно «задираясь». Понятное дело, мужчины довольно легко «заводятся», забывая при этом о целях пребывания на профильной ветке…
Меж тем, известный гендерный подход к оценкам потенций мужчин и женщин в большинстве сводится к набившему оскомину резюме: «Сила женщины в ее слабости». С известными оговорками эта формула годится для валюты пребывающей в непростой ситуации еврозоны.
Не секрет, что одним из традиционных рецептов для бедствующей (в экономическом смысле) страны является девальвация ее нацвалюты. Этот подход несколько затруднителен для семнадцати стран монетарного союза. Но, наверное, попытаться можно. Без «фанатизма», разумеется.
Идея не нова: аккурат 14 ноября глава Банка Англии Мервин Кинг заметил: «Экономика Великобритании может сократиться в текущем квартале, а восстановление экономики будет носить приглушенный характер». Именно поэтому регулятор Альбиона оставляет за собой возможность дальнейшего выкупа активов для поддержания экономики страны. В столь завуалированной форме Мервин Кинг посетовал о том, что экономике страны тяжело расти без дальнейшего снижения курса фунта.
Еще до объявления результатов президентской гонки в США еврозона оказалась в сложном экономическом положении. Причем на сей раз трудности связаны не с проблемами Греции или Испании, а также других периферийных стран-«свинок».
Проблемы монетарного союза проистекают из сильной фундаментальной слабости, которая усложняется структурными «нэгараздами».
Последние данные по банковскому кредитованию, которое занимает центральное место в европейской экономике, показывают углубление рецессии. Банки ужесточают условия заимствования так быстро, что слабеющие руки заемщиков не в состоянии унести с собой эти кредиты. Сложившаяся ситуация взывает к ослаблению курса евро со стороны ЕЦБ, который, как и предполагалось, на последнем заседании Совета Управляющих, не сделал ровным счетом ничего. Ограничившись невнятным комментарием Драги, констатировавшим известные истины о неважных перспективах экономики монетарного союза. Впрочем, единственная хорошая новость в последние недели заключается в том, что рынки пока не делают различий в конкурентоспособности и внешнем спросе.
Данные, опубликованные в эту среду, показали сокращение производства в еврозоне 17-ый месяц подряд. Согласно последним данным агентства Eurostat, объем промышленного производства в еврозоне в сентябре упал на 2,5% по сравнению с цифрами в августе. Это наиболее сильное снижение данного показателя с января 2009 года. Сокращение промпроизводства относительно сентября 2011 года составило 2,3% при ожидавшемся падении на 2,2%.
Падение промышленного производства в зоне евро на 2,5% в сентябре оказалось заметно хуже ожиданий: эксперты прогнозировали сокращение показателя на 1,9%. Это самая негативная статистика по промышленному сектору еврозоны с января 2009 года. Тогда, в разгар финансового кризиса и глобальной рецессии, промышленное производство обвалилось на 4% в месячном отношении.
Вышедшие цифры говорят в пользу прогнозов о том, что в еврозоне будет зафиксирована вторая рецессия за последние три года. Ожидается, что спад в объемах ВВП по итогам 2012г составит 0,4%.
Наиболее сильный спад показателей среди 17-ти стран зоны евро был зафиксирован в Ирландии и Португалии, где промышленное производство в сентябре по сравнению с августом упало на 12,6% и 12%, соответственно. В Норвегии снижение показателей составило 5,6%, в Испании –4,4%, в Швеции –3,4%, во Франции –2,7%.
Но реальное шоу ужасов представляет собой обзор ЕЦБ по банковским кредитам, который был представлен на позапрошлой неделе. По сравнению со II кварталом текущего года условия кредитования были ужесточены на 15% в период с июля по август. Банки, предоставляя кредиты, требуют больше залогов и особенно жестко подходят к рисковым кредитам. Трудно обвинять банки в таком нежелании выдавать кредиты. Так складываются условия. При этом банковский капитал стал дороже. Банковские регуляторы требуют увеличить капитализацию. Наверное, это мудрое решение, но результат в текущих условиях пахнет масштабным кредитным кризисом.
Проблема с кредитованием не звучит так остро, как должна потому, что сами компании стали менее заинтересованы в том, чтобы брать кредиты, поскольку они ожидают уменьшение своих прибылей и опасаются делать новые инвестиции в расширение своей деятельности. Это сигнализирует о возможном становлении многолетней рецессии. Опросы малых и средних компаний показывают, что им все труднее получить кредиты. 18% компаний трудности с доступом к финансированию называют их основной проблемой.
По сравнению с прошлым годом, объем кредитов, выданных частному сектору, сократился в сентябре на 1,3%. Кредиты корпорациям сократились в два раза по сравнению с августом.
Трудно переоценить, насколько удручающе выглядят эти цифры. Экономика еврозоны в превалирующей мере опирается на банковское кредитование. Но ее банковская система не желает облегчить финансирование бизнесу. Но даже если бы финансирование было бы легким и относительно дешевым – предприятия не имеют мотивации, чтобы этим воспользоваться. В конце июля Марио Драги пообещал сделать все что необходимо, чтобы поддержать евро.
Главным образом, руководители монетарного союза направляли свои действия на снижение риска распада еврозоны, но ничего не сделали, для улучшения условий для бизнеса. На самом деле, обещания Драги смогли обеспечить лишь рост курса евро, что является последним, в чем сейчас нуждается экономика еврозоны. Даже после недавнего снижения, евро остается выше на 5,8% по отношению к доллару США по сравнению с июльскими минимумами. Дальнейшее снижение оказало бы помощь европейским компаниям, но ЕЦБ может неохотно с этим согласиться, опасаясь, что его валюта будет выглядеть слабой.