Чем оборачивается продление валютных ограничений НБУ
И почему «валютный голод» внутри страны – по большей части политическое решение
Национальный банк Украины, как и ожидалось, продлил основные валютные ограничения еще на три месяца – до 4 марта 2016 года. В частности, сохранена норма об обязательной продаже 75% валютной выручки юридических лиц и расчеты по экспортно-импортным операциям до 90 дней. Вместе с тем Нацбанк ослабил некоторые административные меры, касающиеся нерезидентов и миссий международных благотворительных организаций. Эксперт Forbes проанализировал, насколько велика на данный момент потребность в либеральном и прозрачном валютном законодательстве с позиции гражданина Украины и с позиции иностранного инвестора.
Валютные ограничения дают возможность на коротком временном отрезке погасить панику и смягчить негативные явления, пошатнувшие украинский финансовый сектор. Однако для дальнейшего развития страны крайне необходимо иметь четкий план отмены этих нововведений и интеграции в мировую финансовую систему. Даже Кипр, пережив тяжелейший банковский кризис в 2013 году и введя строжайшие ограничения по движению капитала, сумел восстановить экономику и банковскую систему до того уровня, при котором все ограничения за два года были постепенно сняты. Украина более 20 лет живет в условиях закрытой экономики, и, как показала практика, от кризисов это не сильно уберегло. А вот развитию помешало весьма существенно, что особенно заметно на фоне динамики стран, построивших за тот же период времени более либеральную систему.
В то время как любой инвестор может иметь доступ на 36 фондовых и 22 фьючерсных биржи, может торговать 182 валютные пары, а также опционы, CFD, облигации со всего мира, и все это через один счет с экрана своего компьютера, рудиментарное украинское законодательство ограничивает своих граждан рамками недоразвитых локальных финансовых инструментов. Полноценный рынок акций в Украине отсутствует, две крупнейшие биржи лишены лицензий, да и ранее торговля украинскими акциями – в силу мизерных объемов рынка и практически неограниченных возможностей ценовых манипуляций – напоминала скорее казино, чем финансовые инвестиции. Рынок недвижимости не является привлекательным для спекулятивных и краткосрочных инвестиций, а говорить о его потенциальном восстановлении можно будет только после повышения бизнес-активности в стране, которая приведет к росту доходов физических лиц и возобновлению банковских ипотечных программ.
Таким образом, для вложения своих накоплений среднестатистическому украинцу остаются только депозиты в украинских банках с гарантией всего около 7000 евро (для сравнения, депозиты в банках Евросоюза гарантированы на 100 000 евро), возможностью снятия не более 20 000 гривен с валютного счета (около 700 евро), и то, если банк имеет достаточную ликвидность. А в этом, увы, нельзя быть на 100% уверенным, даже несмотря на признание банка системным или уверения Нацбанка и ФГВФЛ в его платежеспособности.
Но и в таком случае, с точки зрения принятия на себя риска банка, украинский резидент находится в менее выгодных условиях. Депозит – это по своей экономической сути долг банка перед клиентом. Есть прекрасный долговой инструмент – еврооблигация, которую иностранный инвестор может свободно покупать и продавать через любой банк или брокерскую компанию. При этом, в отличие от депозита, этот инструмент является более ликвидным (может быть продан на международном рынке в любой момент), его доходность может в разы превышать заявленные депозитные ставки для украинских клиентов (например, по украинским банкам доходности еврооблигаций достигали 25-40% годовых в валюте, в то время как депозитные ставки не превышали 10%).
Ну, и главное: в случае проблем с ликвидностью украинскому вкладчику деньги можно просто не отдавать (особенно с учетом ограничений НБУ о выдаче наличных со счетов), а с иностранными кредиторами приходится договариваться о реструктуризации.
Однако все эти преимущества доступны любому иностранному инвестору, торгующему на мировых финансовых рынках, но не украинскому гражданину. Почему украинское законодательство настолько неблагосклонно к своим же собственным гражданам, ставя их в менее выгодные условия?
На сегодняшний день Украина представляет собой страну с сомнительно высокими доходностями при безусловно высоких рисках. Поэтому доля таких инвестиций в портфеле умеренного и, тем более, консервативного инвестора не превышает 10-25%. Остальные средства диверсифицируются по регионам, отраслям, инструментам с меньшим уровнем риска. Так почему украинское законодательство своими ограничениями вынуждает украинских инвесторов вкладывать в Украину все 100% своих сбережений?
Конечно, в таких условиях накопленный капитал стремится из Украины «хоть тушкой, хоть чучелом». Мелкие инвесторы вывозят по 10 000 евро, разрешенные к перемещению через границу без декларирования. Крупные инвесторы рисуют более сложные офшорные схемы, которые, несмотря на борьбу Нацбанка, были и остаются на рынке, просто становятся дороже, и в зависимости от действующей власти меняют своих «покровителей». Остановить этот процесс невозможно, его можно и нужно либерализовать под повышенным контролем.
Капитал не будет утекать из страны в том случае, если он: 1) может это сделать в любой момент, 2) защищен и 3) имеет интересные с экономической точки зрения возможности для приумножения. Объективно, на сегодняшний день условия 1 и 2 не выполняются вообще, а условие 3 – с большой натяжкой.
Теперь посмотрим на ситуацию глазами иностранного инвестора. Какой здравомыслящий бизнесмен будет вкладывать в страну, где запрещена покупка валюты при выводе дивидендов и выходе из хозяйственных обществ? Если у инвестора нет абсолютно прозрачной и прогнозируемой exit strategy, он не будет инвестировать. Пусть даже будет «вход – гривна, выход – две», но единые и прозрачные правила для всех, чтобы эти условия можно было закладывать в бизнес-план.
Не стоит заблуждаться, будто на границе стоит очередь инвесторов с миллиардами евро/долларов, жаждущих вкладывать в Украину. За инвестора нужно бороться, и создавать для него все возможные благоприятные условия. И возможность свободного движения капитала является одной из ключевых в этом списке!
В то время как США, Европа, Япония используют количественное стимулирование и накачивают экономику деньгами, украинская экономика испытывает денежный голод, связанный с низким уровнем доверия к национальной денежной единице, к банковской системе, концентрацией неэффективно используемых ресурсов в крупных банках и НБУ, а также отсутствием полноценного притока прямых иностранных инвестиций.
Необходимо снять валютные ограничения на передвижение капитала; определить приоритетные направления развития экономики, приоритетные отрасли и предоставить иностранным инвесторам максимально благоприятный режим вложения средств. Необходимо насытить рынок деньгами и валютой, что позволит повысить экономическую активность и положительно отразится на доходах населения, которые также получат возможность инвестировать через передовую торговую платформу в финансовые инструменты по всему миру.
А самое главное, власти необходимо прекратить политические игры, перестать думать о собственной выгоде и начать делать простые очевидные вещи, которые уже в краткосрочной перспективе принесут положительный эффект для населения и страны в целом.
forbes.net.ua