Китай - новый гегемон, с одновременным закатом дряхлеющих нынешних фаворитов? Когда и насколько мирно?
|
|
![]() Китай - новый гегемон, с одновременным закатом дряхлеющих нынешних фаворитов? Когда и насколько мирно? ![]() 1. Все течет, все меняется. Америка 300 лет назад и 50 лет назад - из грязи в князи. 2. не факт. Переориентируются на себя. 3. Россия всегда готова ![]() ![]() 1. Территория была. Этнос, ее занявший, и родительский этнос - ныне чуть ли не соперники. 2. Что б быть гегемоном не обязательно трусы шить для всей планеты. Достаточно быть всей планетой. Шутка ![]() 3. Только не Россия ![]() ![]() 1. вид Homo sapiens занимает территорию, которая шарик, но мозгов уяснить этот факт в полной мере - не хватает. Все препоны, барьеры и границы (культурные, географические, национальные, языковые, госсударственные и т.д.) полностью оправдывают свое значение и отнимают, между прочим, уйму ресурсов. Да, это стимулы для прогресса отдельных этносов внутри цивилизации, но это тормоз для цивилизации в целом. Консолидация произойдет при выявлении общей (пусть даже вымышленной) угрозы, либо при постановке,как цели, внешней (за пределы шарика) экспансии. Ну а в новых мирах все по новой ![]() 2. с серьезным выражением лица свои же шутки не готов обсуждать. Но не военным - это точно. ![]() Среди общих условий создания шведской модели, также существующих и в других странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики и независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.
К числу специфических факторов, присущих Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.) поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Не следует забывать и о длительной истории консервативных традиций и демократии, возникшей из частной собственности на землю крестьян и гарантированной писаными и неписаными законами еще со средних веков. В Швеции никогда не было феодальных политических порядков континентальной Европы. Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, тщательное исследование подходов к решению проблем, поиск консенсуса и способность избегать конфликтов. Шведы - самодисциплинированные и замкнутые люди, сторонящиеся эмоциональных крайностей. Основы шведской модели были сформированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики заключается в том, что "незачем резать курицу, несущую золотые яйца". Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке руда должна свети к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня народа, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм". Особенностями шведской модели являются , в частности, высокая степень ее институционализации, особенно в области регулирования бюджетных расходов, и гибкость антикризисной государственной политики. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов "непроизводительных" для него затрат. Она стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование , здравоохранение, развитие инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. д. Социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Ее отличительная черта - универсальность. Государственной системой социального страхования охвачено все население Швеции, а не только его беднейшая часть, как во многих других странах. Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, широкому профессиональному обучению. Частный сектор. Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою "нишу", выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих станах. В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение ("ВОЛЬВО" и "СААБ - Скония"), черная металлургия ("Свенска столь"), электротехника ("Электролюкс", АББ и "Эрикссон"), самолетостроение ("СААБ - Скания"), фармацевтика ("Астра", "Фармасил"), производство специальных сталей ("Сандвик", "Авеста"). В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведкой экономической литературе терминологии, "сфер банков") стоят ведущие частные коммерческие банки страны-"Скандинависка эншильда банкен" и "Свенска хандельсбанкен", при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы ("третьего блока") во главе с крупнейшей кампанией страны - автомобильным концерном "Вольво". Государственный сектор. Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности. Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических стран первое место. Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет. В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и т. д. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения. Кооперативы. Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности. Результаты, опыт и будущее шведской модели. Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестрективных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Что же угрожает функционированию шведской модели? Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестрективная политика обычно не популярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общие национальные выборы проходят через три года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры. Другой причиной угрозы существованию модели является подрыв политики солидарности в области зарплаты. Ее высокий дрейф, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 году, при ведении политики солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзные движения должны найти общепринятые нормы различий в зарплате. Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты. Еще одна угроза шведской модели - происходящая интернационализация шведской экономки. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные. Шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих областях независимо от того, присоединится ли Швеция к ЕЭС или нет. Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это усложняет проведение национальной экономической политики. Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
![]() Число рабочих мест в промышленности развитых стран стабильно снижается с 1980 г., и это снижение продолжится до 2030 г. Попытка преодолеть эти тенденции к хорошим результатам едва ли приведет, утверждают исследователи McKinsey Global Institute (MGI) в докладе "Торговля мифами: устранение заблуждений о международной торговле, рабочих местах и конкурентоспособности". С 1990 по 2006 г. промышленность развитых стран потеряла значительную долю рабочих мест: США - 22%, развитые европейские страны - 20%, Япония - 26%.
Если в 1990 г. на промышленность в развитых странах приходилось примерно каждое пятое рабочее место, то в 2011 г. - лишь 12%, пишут исследователи. Если производительность труда в развитых странах будет расти теми же темпами, что и за два прошедших десятилетия, то к 2030 г. в промышленности будет работать лишь каждый десятый занятый в этих странах. Откуда потери Споры о причинах потерь столь большого количества рабочих мест (только в США около 6 млн за 10 лет) не прекращаются ни на минуту. Но как показывает детальный анализ MGI, лишь 20% этих потерь обусловлены переводом рабочих мест за рубеж и международной торговлей, а оставшиеся 80% вызваны комбинацией двух факторов: ростом производительности труда в промышленности развитых стран (только в США на этот фактор приходится 3,7 млн из примерно 6 млн потерянных за прошедшее десятилетие рабочих мест) и низким спросом на продукцию промышленного производства из-за экономического кризиса (еще 0,4 млн). Высшим приоритетом политиков в странах с высокими доходами населения должна стать конкурентоспособность. При этом показатели занятости в разных секторах экономики индикатором конкурентоспособности служить не могут, пишут авторы отчета. Попытки прямого создания рабочих мест в промышленности без учета вопросов конкурентоспособности и производительности труда обречены в лучшем случае на провал, говорит Ян Мишке, старший исследователь MGI. Вот только анализировать конкурентные преимущества вдоль цепочки создания стоимости политики лишь учатся. Гораздо чаще такой анализ проделывают крупные международные компании, а не страны, утверждает Мишке. Например, по его словам, компания Apple сознательно специализируется на НИОКР, промышленном дизайне, разработке ПО, продажах и постпродажном обслуживании, а собственно производство зачастую отдает на откуп другим участникам рынка (например, крупному сборщику электроники Foxconn). Ориентироваться на показатели занятости можно лишь в краткосрочной перспективе, утверждает Сьюзан Рослет-Маккоули, научный сотрудник швейцарской школы бизнеса IMD. Они могут вводить в заблуждение. Например, если судить поверхностно, ситуация на американском рынке труда медленно улучшается. Но даже несмотря на высокий уровень безработицы, американские работодатели жалуются на сложности с привлечением квалифицированной рабочей силы. А значит, несмотря на улучшение показателей занятости, конкурентоспособность американской экономики может оказаться под вопросом, утверждает она.
|
|