Слухи о греческой кончине преувеличены?
Эпиграф
«Крокодила, сбежавшего из местного зоопарка, сожравшего во время побега сторожа, считать недействительным».
(«Крыжополь вечерний»)
Каждый кризис – это замаскированная возможность. Многие проблемы Греции до боли знакомы нам в Украине – либо по недавнему прошлому, либо по нынешним суровым будням: ужасная собираемость налогов, взятки на каждом шагу, раздутые расходы на госаппарат. Согласно исследованию Brookings Institution, коррупция и взяточничество внесли весомый вклад в долги Греции, лишая страну 8% ВВП ежегодно. При желании легко можно расписать катастрофический сценарий для местной экономики и финансового рынка, с самыми зловещими последствиями в мировом масштабе.
Меж тем люди часто склонны к экстраполяции: они ждут сохранения текущих тенденций в обозримом будущем. Особенно этим отличаются аналитики. Если сегодня плохо, завтра будет еще хуже, а послезавтра – вообще конец света. Большой долг, высокая безработица, коррупция и бюджетный дефицит – с такими проблемами Греция не имеет шансов, верно?
Но история рынка неоднократно опровергала такие прямолинейные суждения. С позиций, похожих на греческую, в свое время стартовал каждый второй из emerging markets.
Кто-то из них так и остался на задворках мировой лиги – например, Аргентина и Венесуэла. Но во многих странах экономика росла и развивалась даже на фоне сильной коррупции, а долговые проблемы находили разрешение.
Скажем, Бразилия считалась наполовину банкротом не далее, как в 2002 году, избрав к тому же президентом самого социально ориентированного кандидата. Теперь же это настоящая success story среди развивающихся стран. Два ключевых условия: хоть сколько-нибудь разумная политика властей и доступность финансирования на мировых рынках. Оба условия присутствуют и в Греции.
У страны есть четкий план по сокращению дефицита. Критиковать можно все на свете, но лучше дождаться результатов. По первым данным, бюджетные доходы в начале года реально растут. Аппетит к рискам на глобальном долговом рынке как никогда высок: объемы размещения «мусорных» облигаций бьют все рекорды. А на крайний случай всегда есть МВФ, готовый выдать десятки миллиардов долларов по чрезвычайным программам без жестких условий.
Но бесконечно обсуждая проблемы и недостатки Греции, мы забываем о сильных сторонах. Три четверти ВВП страны приходится на сектор услуг: это означает исключительную гибкость и адаптивность. Сфера обслуживания может мгновенно приспосабливаться к кризисным условиям и не требует больших капитальных затрат. Квалифицированная рабочая сила – место в двадцатке лучших по Human Development Index из 177 стран.
Безумные затраты на госаппарат тоже имеют позитивную сторону. Эти расходы госбюджета можно сокращать с минимальным ущербом для экономики – на чем, собственно и сосредоточена программа снижения дефицита. Нет собственной валюты, девальвация которой может укрепить конкурентоспособность. Но можно проводить «внутреннюю» девальвацию, сокращая уровень оплаты труда, с аналогичным эффектом.
Наличие проблем и отсутствие решения – две разные ситуации. Долги, коррупция и уход от налогов – абсолютно не новые явления в мировой практике. Болезнь можно излечить, с хроническими болезнями можно жить десятки лет и получать удовольствие от жизни.
Так что, по всей видимости не надо спешить хоронить Грецию: у нее хорошие шансы, если только Афины, Брюссель и Вашингтон удержатся от откровенных глупостей. Или Эллада сама не вызовет попа для финальной исповеди.