Налоговая система Украины

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Обговорення питань про податки та систему оподаткування на фінансовому форумі Finance.UA - податковий кодекс, податки з доходів фізичних осіб, транспортний податок, ставки, види податків і зборів
Повідомлення Додано: Сер 27 жов, 2010 16:51

Налоговая система Украины

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин).

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Основные понятия элементов налоговой системы:

* Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.
* Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог.
* Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.).
* Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
* Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины "О системе налогообложения".

Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украинеосуществляется Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ)

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплатыналога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других платежей. В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другогообязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей). Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом.

Отдельные виды общегосударственных налогов

1. НДС;
2. акцизный сбор;
3. налог на прибыль;
4. налог на доходы физических лиц;
5. пошлина;
6. государственная пошлина;
7. налог на недвижимое имущество (пока не введен);
8. плата за землю;
9. рентные платежи;
10. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
11. налог на промысел, а также другие сборы

Источник
Востаннє редагувалось Модератор в Сер 27 жов, 2010 17:09, всього редагувалось 1 раз.
Модератор
Аватар користувача
Модератор Форуму
 
Повідомлень: 5554
З нами з: 25.01.06
Подякував: 54 раз.
Подякували: 392 раз.
 
Профіль
Повідомлення Додано: Сер 27 жов, 2010 16:56

Действующая система налогообложения Украины определяется Законом Украинской ССР «О системе налогообложения», принятым в 1991 г., его новой редакцией от 2 февраля 1994 г., а также Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.). Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются: общегосудар-ственные налоги и сборы (обязательные платежи); местные налоги и сборы (обязательные плате-жи).

В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.) Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины” (N 2642-IV от 03.06.2005 г.), в настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов и сборов обязательных платежей):

1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизный сбор.
3. Налог на прибыль предприятий.
4. Налог на доходы физических лиц.
5. Таможенная пошлина.
6. Государственная пошлина.
7. Налог на недвижимое имущество (недвижимость).
8. Плата (налог) за землю.
9. Рентные платежи.
10. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
11. Налог на промысел.
12. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.
13. Сбор за специальное использование природных ресурсов.
14. Сбор за загрязнение окружающей природной среды.
15. Сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыль-ской катастрофы и социальной защите населения.
16. Сбор на обязательное социальное страхование.
17. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
18. Сбор в Государственный инновационный фонд.
19. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории Украины и зачисляются в соответствующие бюд-жеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины.
Налог на недвижимость, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окру-жающей природной среды на территории Автономной Республики Крым устанавливается Верховной Радой Автономной Республики Крым. При этом ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются в рамках размеров предельных ставок, установленных законами Украины.

Согласно вышеуказанному закону к местным налогам относятся:
1. Налог с рекламы.
2. Коммунальный налог.
А к местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1. Гостиничный сбор.
2. Сбор за парковку автотранспорта.
3. Рыночный сбор.
4. Сбор за выдачу ордера на квартиру.
5. Курортный сбор.
6. Сбор за участие в бегах на ипподроме.
7. Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме.
8. Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме.
9. Сбор за право использования местной символики.
10. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.
11. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.
12. Сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляюще-гося за границу.
13. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.
14. Сбор с владельцев собак.

Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который уста-навливается областными советами.
При этом коммунальный налог, сбор за парковку автотранспорта, рыночный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за разрешение на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор с владельцев собак являются обязательными для установления при наличии объектов налого-обложения или условий, связанных с введением этих налогов и сборов.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусматривается законами Украины.

Система налогов в Украине включает три подсистемы:
1. Подсистема налогообложения юридических лиц (предприятий, организаций).
2. Подсистема налогообложения физических лиц.
3. Сборы в государственные целевые фонды.

Подходы к созданию налоговой системы Украины.
Каждое государство для обеспечения выполнения своих функций обязано иметь соответст-вующие средства, которые концентрируются в бюджете. Источниками формирования этих средств могут выступать: во-первых, собственные доходы государств а, которые оно получает от производственной и других форм деятельности или в виде поступлений платежей за ресурсы, которые, согласно действующему законодательству, принадлежат государству; во-вторых, налоги, которые выплачивают юридические и физические лица из своих доходов.

Соотношение между указанными источниками определяется уровнем развития государст-венной и частной собственности. В условиях, когда доминирующей в обществе была государст-венная собственность, основу формирования доходов составляли доходы государственного секто-ра. Проблема состояла только в том, что необходимо было установить более или менее приемле-мые пропорции между их централизацией и децентрализацией. Все же преобладала централизация доходов — 3/4 созданного национального дохода концентрировалось государством в бюджете. Такое распределение никакими законодательными актами не регламентировалось. Государство как собственник решало все проблемы самостоятельно.

Переход к рыночным отношениям, прежде всего, предусматривает смену форм собственно-сти и отношения собственности. Развиваются частная и коллективная формы, что означает потерю государством значительной части собственных доходов. Поскольку непосредственно залезть в карман собственника государство уже не может, оно должно законодательно регламентировать процесс формирования доходов бюджета. Основным методом формирования доходов государства, при главенствующей роли частной и коллективной форм собственности являются налоги. Это и определяет их место в рыночной экономике. То есть налоги—это не только метод формирования бюджета, это еще и инструмент влияния на различные стороны деятельности их плательщиков.
Создание налоговой системы и налоговая политика ведутся не спонтанно. Есть основные положения, которые отражают подход государства к этой сфере своей деятельности. Для того чтобы эта деятельность давала позитивные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системы.

Научный подход к созданию налоговой системы предполагает, во-первых, формирование правовой основы, во-вторых, системность и, в-третьих, установление изначальной базы этой сис-темы. В данное время в Украине используется вариант, который обозначается как метод «проб и ошибок». Но это долгий путь. Кроме того, экспериментировать можно только тогда, когда эконо-мическая ситуация более или менее стабильна, если экономика и общество охвачены кризисом, то права на это ни правительство, ни законодательная власть не имеют.

Налоговая система—это совокупность установленных в стране налогов. Требование систем-ности состоит в том, что эти налоги должны быть связаны между собой, органично дополнять Друг друга, не находиться в противоречии с системой в целом и другими ее элементами. Систем-ный подход означает, что должны реализовываться все функции налогов. С фискальной позиции налоговая система должна обеспечить гарантированное и стабильное поступление доходов в бюджет. С позиций регулирующей — обеспечить государству возможность влияния на все сторо-ны социально-экономического развития общества. При этом следует исходить из того, что фис-кальная функция будет реализовываться во всех налогах, даже если они создавались, прежде все-го, как соответствующие финансовые инструменты.

Регулирующая функция при определенных условиях может проявляться, а может и нет. Хотя она объективно присуща налогам, ее идея не всегда очевидна, не всегда на практике направлена так, как предполагалось при создании того или иного налога.
Фискальная и регулирующая функции налогов действуют взаимосвязано, их нельзя проти-вопоставлять одна другой. Нельзя разделять налоги на чисто фискальные и регулирующие. Это просто надуманный подход, потому что без фискальной функции не может быть регулирующей. Однако при создании налогов нужно помнить, что их первоосновой есть именно фискальное на-значение. Хорошо, когда эти функции соединяются в полной мере, но вряд ли это можно отнести ко всем налогам. Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов с раз-личной целенаправленностью. Поскольку практически невозможно, чтобы одновременно в одном налоге полностью реализовывались все функции.

Система доходов бюджета, прежде всего, должна включать такие налоги, которые бы обеспечивали устойчивую финансовую базу государства. Без них государство не может бесперебойно финансировать свои расходы. Наилучшими для исполнения этой задачи являются непрямые налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с населения. Таких налогов в системе доходов бюджета должно быть в среднем до пяти видов. Это необходимо, во-первых, потому, что в каком-либо году может случиться срыв в выполнении плана мобилизации одного из них. Во-вторых, в разных регионах неодинаковые условия, что отражается на суммах поступлений. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной целенаправленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отражает ее функциональное назначение.

Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, на которые ложится в большинстве стимулирующая и социальная функции, тоже должно быть достаточно значительным. Это объясняется очень просто: невозможно с помощью одного или нескольких налогов влиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий, на все сферы общественно-экономической жизни. Система доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Налогов должно быть определенное количество. Плательщиков налогов интересует не столько количество выплачиваемых налогов, сколько общая сумма налогов и их часть в полученном доходе.
Определяющей базой создания налоговой системы является объем бюджетных расходов. С позиций организации финансовой деятельности государства налоги вторичны относительно рас-ходов. Сбалансирование доходов бюджета с объемом государственных расходов является целью финансовой политики государства.

Принципы построения налоговой системы государства:
1) формирование доходов бюджета только в процессе перераспределения созданного в об-ществе валового национального продукта;
2) установление равноценных прав и обязательств перед бюджетом для всех форм собствен-ности;
3) использование финансовых регуляторов с целью установления оптимального соотноше-ния между доходами собственников предприятий и их работников, между средствами, направляе-мыми на потребление и накопление.
При построении налоговой системы необходимо принимать во внимание, что:
1) универсальный налог на потребление не влияет на выбор товаров, а акцизы влияют;
2) подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим потреблением, а универсальный не оказывает такого воздействия на потребление;
3) высокий налог на доходы капиталов нарушает инвестиционный процесс;
4) при росте налоговых ставок эффект налоговой системы сначала повышается и достигает максимального уровня, а затем начинает снижаться;
5) расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно выше пропорцио-нального.
Существенные изменения, которые произошли в системе налогообложения предприятий, организаций и граждан за последние годы коренным образом трансформировали структуру налоговых поступлений в государственный бюджет Украины. Был отменен налог с оборота, который исчерпал свой временной ресурс, а также курьезный, не имеющий аналогов в мировой практике, налог с неженатых. Вместо них были введены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор.

Источник
Модератор
Аватар користувача
Модератор Форуму
 
Повідомлень: 5554
З нами з: 25.01.06
Подякував: 54 раз.
Подякували: 392 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Irina555, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
2 337
Переглянути останнє повідомлення
Сер 12 лип, 2017 13:42
M-A-X
0 921
Переглянути останнє повідомлення
Вів 29 лис, 2016 00:48
taxukraineorg
0 1195
Переглянути останнє повідомлення
Вів 01 лис, 2016 18:04
taxukraineorg
реклама
Топ
відповідей
Топ
користувачів