Рождественский шопинг сулит оптимизм?
Рождественские продажи в США показали лучший результат за 5 лет.
В ходе рождественских покупок в США было потрачено более $584 млрд. Это лучший результат за последние 5 лет. Покупатели не смогли отказать себе в одежде и украшениях. Эксперты надеются, что этот положительный импульс распространится и на следующий год.
Рождественские продажи в США оказались выше ожиданий. С 4 ноября по 24 декабря они (без учета продаж автомобилей) составили $584 млрд, на 5,5% больше, чем в прошлом году. В 2009 году этот показатель вырос на 4,1%, а в кризисном 2008 году продажи снижались на 6,1%. Основная причина эйфории в этом году — растущая уверенность потребителей в завтрашнем дне, считает консультант A. T. Kearney Шериф Митьяс, которого цитирует The Wall Street Journal.
Результат 2010 года стал лучшим за последние 5 лет.
Наши и российские любители американских распродаж тоже внесли лепту в этот блестящий результат — в оценку вошли данные по продажам в интернет-магазинах.
Особенно активно покупатели приобретали одежду и ювелирные украшения в таких сетях, как Macy's, Bloomingdale's и Tiffany.
Продажи одежды за 50 предрождественских дней выросли на 11,2%. Это в 10 раз лучше показателя предыдущего года (за аналогичный период 2009 г. они упали на 0,4%). Объем покупок ювелирных изделий увеличился на 7,2%, что вдвое лучше, чем в 2009 году.
Рост продаж в сегменте лакшери составил 6,7%, для сравнения: в 2009 году он был 0,9%.
Продажи электроники вышли в плюс (рост на 1,2%) после прошлогоднего провала на 4,6% (к 2008 году соответственно). Мебель распродавалась на 3,8% лучше, чем в тот же период 2009 года, тогда результаты были отрицательными — минус 2,2%.
«Торговля составляет 70% американской экономики, и такие данные, безусловно, приятны», — говорит вице-президент Purchase, нью-йоркского отделения SpendingPulse, Майкл Макнамара.
Результаты рождественских продаж оказались гораздо лучше ожиданий. Настроения потребителей еще незадолго до праздников настораживали аналитиков. Так, согласно опросам, всего 15% покупателей собирались использовать для оплаты кредитные карты. Эксперты расценивали это как симптом, что сезон рождественских продаж может оказаться не слишком хорош.
Но ближе к самому Рождеству настроения покупателей изменились, что видно и по статданным. В декабре индекс уверенности потребителей повысился до максимума за последние 6 месяцев.
«Доверие к экономике выросло и высвободило деньги из сбережений», — констатирует Макнамара.
Продажи, по его мнению, могли быть еще выше, если бы не снегопад, парализовавший северо-восток США. «Этот результат стал украшением удачного года. Этот положительный импульс, как мы думаем, распространится на следующий год», — говорит Макнамара.
Сеть универмагов Macy's уже повысила прогноз продаж по итогам четвертого квартала 2010 года с рекордных 4% до 4,5%. Tiffany, второй в мире продавец ювелирных изделий лакшери-сегмента, прогнозирует 10% рост продаж в США по итогам 2010 года.
Снижение подоходного налога на зарплаты американцев на 2% с января и дальнейшее восстановление рынка труда позволят потребителям в США свободнее распоряжаться деньгами. Это может вылиться в 3,5%-ный рост потребительских расходов в 2011 г. — самый высокий показатель с 2004 г., считает экономист банка JPMorgan Chase Михаэль Фероли.
Аналитик UBS Мори Харрис предостерегает от излишнего оптимизма — растущие цены на энергоносители могут негативно повлиять на цены и потребительские расходы: в декабре цена галлона бензина в США впервые за два года превысила $3. На цене потребительских товаров в следующем году скажется подорожание и других видов сырья, например хлопка и зерна, напоминает гендиректор Capital Business Credit Эндрю Тананбаум.
Английские торговые сети и вовсе ждут, что в 2011 г. рынок стагнирует или пойдет на снижение, пишет Financial Times, ссылаясь на Британский розничный консорциум — национальную организацию ритейлеров. Консорциум провел опрос среди своих участников, и две трети из них ответили, что ожидают снижения продаж в следующем году.
Виноваты налоги: с 4 января Великобритания поднимает НДС с 17,5 до 20%, что отразится на розничных ценах, — а также планируемые сокращения сотрудников в госсекторе. Рост цен на отдельные виды товаров, например на одежду, может выражаться в двузначных числах, считают в отраслевом союзе, объясняя, что кроме цен на хлопок растут закупочные цены на текстиль под давлением инфляции в Китае и колебаний курсов валют.