ЕС заговорил о реструктуризации по-гречески. ЧII
Таким образом, хотя все представители властей ЕС единодушно отвергли идею дефолта, они представили на рассмотрение публики уже как минимум три термина, имеющих отношение к возможному изменению срока выплат по долговым обязательствам Греции: реструктуризация, пересмотр и репрофилирование (restructuring, rescheduling и reprofiling).
С точки зрения финансовых рынков, разница между ними невелика. Как пошутил один американский фондовый управляющий, до этого он лишь единожды слышал слово «репрофилирование», причем относилось оно к пластической хирургии.
Тем не менее, аналитики, специализирующиеся на суверенном долге, обращают внимание на то, что реструктуризация предполагает принудительные убытки, в то время как в случае репрофилирования держателей долга просят обменять краткосрочные долговые обязательства на долгосрочные с аналогичной доходностью, тем самым изменяя профиль кривой доходности и предоставляя должнику дополнительное время для того, что расплатиться с долгами.
Если репрофилирование или «мягкая реструктуризация» осуществляются в сотрудничестве с держателями долга, а не налагаются на них в принудительном порядке, оно может и не провоцировать «кредитное событие».
И все же последствия могут быть очень широкими. Около 70% гособлигаций Греции общей стоимостью примерно €215 млрд. находится за пределами страны, преимущественно во французских, немецких и американских банках, а также в ЕЦБ. Репрофилирование, означающее задержку выплат, может разжечь кредитные проблемы.
Кроме того, Ирландия и Португалия, также получившие по пакету экстренной помощи от ЕС/МВФ, могут потребовать пересмотра условий и для себя. Ирландия уже борется за снижение процентной ставки по полученному кредиту, мотивируя это тем, что текущие условия лишь усиливают долговую нагрузку.
Греция может не справиться со своими обязательствами и стать первой реальной жертвой долгового кризиса стран еврозоны. В худшем случае возможен дефолт этой страны по своим долговым обязательствам, в результате чего потери понесут как европейские банки, так и хедж-фонды и частные инвесторы, вкладывавшие средства в ценные бумаги этой страны.
В результате кризиса стран зоны евро, начавшегося ровно год назад, в мае 2010, в «группе риска» оказались четыре наиболее уязвимые страны – Греция, Ирландия, Португалия и Испания. Экономисты придумали для этой группы двусмысленную аббревиатуру PIGS(свиньи). Три из этих стран – Греция, Ирландия и Португалия – для решения своих проблем уже получили финансовую помощь от ЕС и МВФ.
По нашему мнению, вероятность того, что следующей за финансовой помощью обратится Испания, пока низка. В то же положение Греции, несмотря на уже оказанную ей поддержку, внушает серьезные опасения.
Отношение госдолга к ВВП Греции уже приближается к 150%, а к 2012 году этот показатель, по прогнозам, составит 159% от ВВП. Дефицит бюджета в 2009 году достиг 15,4% от ВВП, цель правительства на 2011 год – 7,4%. Безработица растет внушительными темпами: в середине 2009 года ее уровень составлял 9%, а в IV квартале 2010 года – уже 14,2%, и это только официальные цифры.
Страна предприняла радикальные меры для увеличения доходов бюджета и снижения расходов на социальные программы. Рынок труда стал более гибким, началась борьба с некоторыми монополиями, средний пенсионный возраст увеличен с 61,4 до 63,5 лет, зарплаты в госсекторе и пенсии заморожены на три года, НДС вырастет с 19% до 23%, а зарплаты госслужащих будут сокращены на 15-20%. Правительство объявило о программе приватизации в размере €50 млрд. (22% ВВП), одним из пунктов которой станет продажа государственных земель. Однако, несмотря на все это, у инвесторов появляется все больше сомнений в платежеспособности Греции.