Испанские кануны евросаммита. Ч I
Audio: Испанские кануны евросаммита. Ч I
Ситуация в обремененной долговыми проблемами Европе складывается неким подобием безуспешных попыток дотянуться рукой до вечно убегающего горизонта. Европатриотам, ставящим на укрепление единой валюты, представляется, что стоит уладить вопрос с тройкой кредиторов бедствующей и, чего уж там, разучившейся за время пребывания в монетарном союзе как следует трудиться Греции, а «гордой, но торчащей по уши в трясине банковского кризиса Испании» попросить вспомоществование от ESM/ЕЦБ, как «жизнь наладится».
Думается, однако, что это далеко не так. Однако, нет худа без добра. Нынешний кризис Старого Света исподволь работает на синтез новой европейской формации. Вопреки «параду суверенитетов» «по-испански». Участились слухи о том, что Испания готова официально попросить помощи у Евросоюза, но желает это сделать с минимальным негативным эффектом для других стран. Кроме того приближающийся саммит ЕС возрождает некоторые надежды на новый пакет мер, которые позволят сдержать сползание ситуации в зону неконтролируемости.
В первую очередь речь идет о планах Германии, которая будет проталкивать на предстоящем саммите ЕС учреждение должности уполномоченного по экономическим вопросам, способного в том числе заблокировать принятия бюджетов стран-участниц.
Таким образом, Европа продолжает делать пока неспешные и на первый взгляд робкие шаги к созданию единых экономических и финансовых органов.
Впрочем, по порядку. Как говорится, от печки.
Месяц назад, 15 сентября в атмосфере полного молчания минула четвертая годовщина со дня банкротства Lehman Brothers, которое считается днем начала мирового финансового кризиса.
Прежние, радующие неофитов от экономики «розовым оптимизмом» прогнозы (мол, год-два и кризисные явления в планетарных масштабах сойдут на нет) уже забыты, а их авторы перестали стесняться своих скоропалительных предсказаний. Ставки выросли, и прогнозируемое окончание кризисных явлений нынче теряется в тумане десятилетий, которому иные «умники» пророчат смениться огнем и дымом глобального военного конфликта.
Обывателя исподволь окончательно приучили к мысли о кризисе как о неизбежности. Ответы о причинах кризиса разнообразны, но заканчиваются обычно стандартным рецептом: надо экономить во всем!
Но и здесь с подобным «простым» советом не все так просто. Во всяком случае, так представляется правительствам стран Европы. Еврокабмины составляют и утверждают в парламентах планы мер экономии, реализация которых вызывает негативную реакцию сограждан.
Начало осени в Старом Свете ознаменовалось новым парадом мер по самоограничению в потреблении, за которым последовала и новая волна протестов. Наиболее яркой была акция, проведенная «Движением 15 мая» по захвату здания испанского парламента. Испанский премьер Мариано Рахой назвал ее «попыткой государственного переворота».
В целом на мадридской площади Нептуна повторился сюжет, год назад имевший место на афинской площади Синтагмы, хотя и с некоторыми «нюансами». Полагаю, на примере этих двух стран – Греции и Испании - можно всерьез рассматривать модель размывания суверенитета европейских государств в пользу надгосударственных структур даже не столько Евросоюза, сколько будущей Евроимперии.
Которому, как мы уже указали выше, придется пройти чистилище испанского парада суверенитетов.
Весной на балконах и в окнах многих домов Барселоны можно было в изобилии наблюдать национальные флаги Каталонии, предвещавшие шутку, ставшую к осени популярной: «Еще один пакет мер экономии и Испания расползется по швам, оставив выплату долгов только трем центральным кварталам столицы».
Как известно, унитарная Испания с 1983 г. состоит из 17 автономных сообществ (областей) со своими парламентами и правительствами. Почти у всех из них многовековая, порой государственная история. А на территории одной из областей, Кастилии и Леона, некогда существовали сразу два раннесредневековых государства, вынесших на своих плечах основную тяжесть Реконкисты.
Испанские автономии имеют не только богатую политическую историю, но и развитую структуру местного самоуправления, а также собственные политические партии, пользующиеся относительной финансовой самостоятельностью. Именно на нее и покусилось центральное правительство Мариано Рахоя, секвестрировав местные бюджеты.
Ответ не замедлил ждать – правительство Каталонии выдвинуло ультиматум: в обмен - налоговая независимость или €5 миллиардов кредита из Мадрида. Рахой в независимости отказал, но кредит обещал выделить. Это не удовлетворило парламент Каталонии, и глава ее правительства Артур Мас назначил досрочные региональные выборы на 25 ноября.