11.03-3: Спасение Эллады похищенной Европой? Ч1

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Чет 11 бер, 2010 10:45

11.03-3: Спасение Эллады похищенной Европой? Ч1

Спасение Эллады похищенной Европой? Ч1


Некогда греческий верховный бог в облике быка похитил с известной целью царскую дочь Европу. Нынче, похоже, пришло время расплачиваться за старые олимпские грехи.

Эпиграф:
«Считайте, что греческий вопрос решен. Власти Европы заявили, что не допустят дефолта Греции, Португалии, Испании или любой другой европейской страны. Этот политико-экономический союз работает, и работает хорошо. Остается лишь радоваться тому, что сейчас это есть, потому что 50 лет назад все бы закончилось волной дефолтов. Пора уже хотя бы на время забыть про Грецию и обратить внимание на похожие собственные проблемы»

(Бывший замминистра финансов США Роджер Альтман в эфире СNN).

Итак, откуда Греции надо ждать помощи? При условии, что любая прямая помощь грекам обернется лишней головной болью для всей еврозоны.

Проблемы с бюджетом в Греции прочно заняли свое место среди наиболее актуальных экономических новостей. За столь активным информационным потоком почти не вспоминают о других фигурантах с аналогичными сложностями, которые имеют шансы стать вышибалами евро.

Бюджетный дефицит Греции в 2009 г. составил 12,7%. При этом бюджетный дефицит Испании достиг 11,4%. Уровень безработицы в Испании составляет уже 19%. На подходе также Португалия с бюджетным дефицитом 9,3%, а уж за ней можно поставить и Италию, и Ирландию. Все они обладают схожими проблемами, которые пока никуда не делись.

Основным фактором роста экономик Испании, Ирландии, да и других рисковых стран, стала недвижимость. Вплоть до 2008 г. она обеспечивала стабильное увеличение местных ВВП и занятость населения. Однако кризис привел к тому, что произошла переоценка активов, которые начали резко дешеветь. Соответственно, инвестиционные покупки превратились в продажи, что еще больше продавило рынок. Конечно, не все последовали этому, надеясь, что падение цен скоро прекратится.

Однако, если брать пример Испании, то оживления так и не наступило. Аналитики высказывают мнение, что для достижения желаемого дна недвижимость зажигательной страны должна еще упасть … Процентов на 30. Иными словами, ВВП Испании находится под угрозой дальнейшего падения, как и бюджет страны, доходная база которого продолжает сокращаться. Строительный сектор находится если и не в коме, то в глубоком пике, из которого пока нет выхода. Более того, возможностей для повышения налогов также не так много, а если это и произойдет, то экономический рост из маловероятного превратится в почти невозможный.

Собственно говоря, повышение НДС в Греции уже оценили в качестве дополнительного риска для экономического развития. На коротком отрезке это позволит сократить бюджетный дефицит, но может очень сильно аукнуться в ближайшем будущем.

Пожалуй, в более выгодном положении находится Италия. От повышения рисков по евро выигрывает экспортная составляющая в экономике страны. В отличие от Греции и Испании, которые в меньшей степени получают доходы от экспорта, Италия заинтересована в слабом евро, что сделает ее продукцию более конкурентной на мировом рынке. Впрочем, для Испании и Греции это также может быть благом, поскольку откроет более широко туристические двери, а также сделает местную недвижимость более привлекательной для иностранных покупателей. Самое интересное состоит в том, что при достаточно низком инфляционном давлении в слабом евро заинтересованы почти все члены еврозоны. Впрочем, есть одна оговорка: до того, как евро будет вновь активно слабеть, странам с огромными бюджетными дефицитами необходимо рефинансировать старые долги и набрать новые.

Пожалуй, что более всего страны еврозоны боятся неуправляемой девальвации своей валюты. В том, что продукция станет дешевле для покупателей в других странах, заметно больше позитива, чем негатива. Однако резкие движения на валютном рынке могут привести к неразберихе на облигационном рынке, что ударит по всем, а не только по Греции, которую, в целом, спасать совсем не требуется. Проблемы с местным бюджетом – это внутреннее дело самой Греции и управленческого состава правительства, но не всей еврозоны. На рынке постоянно обсуждаются идеи того, что Германия и Франция спасут должников, но они сами являются активными заемщиками на долговом рынке, и так же не желают потерять в своем кредитном рейтинге. Если же это произойдет, то риски Греции и других злостных нарушителей бюджетной дисциплины распространятся и на них. Тогда локомотивам еврозонной экономики будет сложней занимать средства на долговом рынке, хотя ослабление евро может приостановиться. Таким образом, любая прямая помощь грекам обернется лишней головной болью. Поэтому лидеры Германии столь упрямо пытаются заставить Грецию решать свои проблемы самостоятельно. Попутно решаются и другие задачи, а именно оказание давления на других должников, чтобы они под тенью Греции разобрались со своими бюджетами и не допустили схожей ситуации. Меж тем… Евро продолжает оставаться под давлением и пока не имеет особых шансов на укрепление, что вполне устраивает основных европейских экспортеров.

Со времени начала финансового кризиса, в провоцировании которого обвиняют банкиров и правительства, активно использовавшие разнообразные финансовые инновации, при формировании повестки дня как будто включилась машина времени. От возрождения кейнсианства и агитации в США за принятие современной версии закона Гласса-Стигала участники дискуссий о финансовой политике уже мягко въехали в золотую викторианскую эпоху, когда должников уже не сажали в долговые тюрьмы, но к государствам-неплательщикам посылали канонерки и вводили в государствах внешнее финансовое управление.


На финансовых рынках одним из наиболее горячих тем в последние несколько месяцев стала ситуация в экономике Греции, макроэкономические дисбалансы которой стали одним из факторов существенного ослабления евро. В основе дисбалансов – высокий бюджетный дефицит и уровень государственного долга. В конечном счете одной из причин усугубления долговой проблемы Греции является не только сам по себе эффект мирового финансового кризиса, но также и подрыв системы правил (rules-based framework) в экономической политике ЕС. Прежде всего речь идет об ограничениях размера бюджетного дефицита и государственного долга, которые являются стержнем так называемых Маастрихтских критериев ЕС. Тот факт, что соблюдение этих ограничений не всегда было достаточно последовательным способствовало подрыву макроэкономической дисциплины, прежде всего в бюджетной сфере.

Основное следствие опасений по поводу состояния экономики Греции – усиление позиций доллара на мировых валютных рынках. По мере роста опасений относительно стабильности европейской экономики усиливается «бегство от риска», что сопровождается оттоком капитала в США из развивающихся рынков. Это в свою очередь является негативным фактором для рубля, а также для роста фондового рынка.

Проблемы экономики Греции могут негативно сказаться также и на оценке перспектив ряда других стран ЕС, в которых наблюдается высокий уровень государственного долга. В группу риска входят такие страны как Испания, Португалия и Ирландия. Для этих европейских стран выход ЕС из кризиса должен стать началом сокращения государственных расходов и госдолга, а не возвратом к прежнему режиму «мягких бюджетных ограничений» и зависимости от трансфертов ЕС. В конечном счете, ключом к долговременной стабилизации ситуации в экономике этих будут не трансферты со стороны наиболее состоятельных членов ЕС, а принятие трудных мер в области бюджетных расходов, направленных на существенное сокращение бюджетного дефицита.

Европейская Комиссия активно работает в этом направлении с Грецией и текущая программа экономической стабильности для Греции предполагает существенное сокращение бюджетного дефицита в 2010–2011 годах. Важным сигналом со стороны ведущих стран ЕС является отказ от масштабной финансовой помощи для Греции, что мотивируется как раз необходимостью убедить рынки, что ЕС намерен адресно решить проблему «безответственного поведения» (moral hazard), и возврата к прежней бюджетной политике не должно произойти. Предоставление масштабной экономической помощи могло бы действительно быстро заретушировать глубинные проблемы греческой экономике, но в долгосрочной перспективе такого рода вливания были бы сведены на нет новыми всплесками финансовой нестабильности в мировой экономике. Более медленное восстановление экономики с упором на коррекцию бюджетной политики будет более жизнеспособным и более убедительным для финансовых рынков на более длительном временном горизонте.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 64126
З нами з: 29.05.06
Подякував: 3855 раз.
Подякували: 7277 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей
Модератори: Ірина_, ТупУм, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3265
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:34
дядя Caша
0 3158
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:33
дядя Caша
0 3192
Переглянути останнє повідомлення
Сер 24 кві, 2013 06:31
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
Реклама