Развитые страны медленно снижают дефициты бюджетов и продолжают накапливать долги, несмотря на оживление экономики после кризиса, констатировал Международный валютный фонд (МВФ) в своем обзоре бюджетной политики стран-членов Fiscal Monitor.
Как говорится в опубликованном документе, бюджетные риски по сравнению с ноябрьским обзором выросли, в особенности в развитых экономиках, в силу трех причин: фундаментальных бюджетных факторов, роста внимания финансовых рынков к бюджетным проблемам, слабого прогресса в разработке бюджетной exit strategy.
Эксперты МВФ предупреждают, если уровень госдолга не удастся снизить до докризисного уровня, то это будет сокращать уровень потенциального роста развитых экономик более чем на половину процентного пункта ежегодно.
Пока в среднем ситуация с бюджетами в развитых странах продолжает ухудшаться, и средний уровень дефицитов сокращается медленнее, чем ожидалось Фондом в ноябре: он достигнет в 2010 году 6% ВВП против 6,7% ВВП в прошлом году.
МВФ отмечает, что пока немногие страны достигли прогресса в сворачивании мер бюджетной поддержки экономики; в тех странах, где объявлены ориентиры по снижению уровня бюджетного дефицита, часто отсутствуют подробности, на основании чего это будет сделано.
Если продолжится нынешняя тенденция, средний уровень отношения госдолга к ВВП, сильно поднявшийся в ходе кризиса, возрастет к 2015 году в развитых странах еще на 20 процентных пунктов и достигнет примерно 110% ВВП.
Развитым странам, чтобы добиться снижения уровня госдолга до менее чем 60% ВВП к 2030 году и избежать негативных последствий высоких госзаимствований для экономики, необходимо сократить расходы на 8,7% ВВП.
И в качестве возможных мер МВФ предлагает повышение НДС в США и Великобритании, сокращение льгот по этому налогу.
Между тем в отношении развивающихся стран прогнозы МВФ выглядят более оптимистично. Эксперты ожидают, что здесь средний уровень госдолга к ВВП начнет снижаться уже с 2011 года.
Меж тем, восстановление мировой экономики после кризиса идет успешнее, чем считают скептики.
Об этом сообщил телеканалу CNN директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. По его словам, восстановление глобальной экономики возобновилось.
«При этом во многих странах, включая развитые экономики, пытаются говорить, что во многом это восстановление обеспечивается государственной поддержкой, что спрос со стороны частного сектора все еще слаб, и что поэтому мы еще не решили проблему полностью. Глобальная экономика сейчас пребывает в более хорошей форме, нежели год назад», - сообщил Доминик Стросс-Кан.
При этом он, впрочем, признал, что сложности с преодолением последствий глобального кризиса остаются. Как выразился Стросс-Кан, «мир пока остается опасным».
Ранее Доминик Стросс-Кан не исключил вхождения мировой экономики в новую фазу кризиса, вызванного беспрецедентной государственной задолженностью ряда индустриальных стран мира. Он заявил, что "необходимо сделать все, чтобы не допустить распространения греческого кризиса на весь Евросоюз". "Риск расширения кризиса существует, необходимо проявлять предельную внимательность", - заметил он.
В позапрошлые выходные состоялось экстренное заседание министров финансов стран Евросоюза. В ходе встречи было принято решение о создании общеевропейского антикризисного фонда размером €750 млрд. Фонд будет предназначаться для быстрой активации денежных средств с целью стабилизации финансовых систем ЕС, передает Reuters.
Эксперты считают, что этот план помощи стабилизирует финансовые рынки и на время сведет на нет опасения относительно усугубления кризиса в Евросоюзе. Однако в то же время создающийся фонд не сможет решить все проблемы объединенной Европы, так же как и не сможет сгладить политические разногласия между странами союза.
Европейским министрам хватило всего лишь 12 часов, чтобы согласовать механизм создания фонда помощи объемом €750 млрд. Предполагается, что полтриллиона предоставят страны Евросоюза, а еще €250 млрд. должен внести в создаваемый фонд МВФ. Аналитики считают, что пока этого решения будет достаточно для того, чтобы успокоить мировые финансовые рынки и приостановить дальнейшее развитие кризиса.
Однако пока европейские власти так и не разработали ни одного механизма, который позволит сгладить политические и структурные различия в 16 странах еврозоны и 27 государствах Евросоюза.
«Власти ЕС разработали механизм немедленного реагирования на кризисные ситуации. Но они так и не придумали систему координации экономической политики, что в конечном итоге скажется на стабильности союза», - полагает ведущий аналитик European Policy Center Янис Эмманулидис.
С этим утверждением трудно не согласиться. Дело в том, что в основе европейского кризиса лежит ряд проблем, таких как неверная бюджетная политика и огромная задолженность многих европейских государств. Как уже не раз подчеркивали европейские законодатели и канцлер Германии Ангела Меркель, для предотвращения подобного рода кризисов в дальнейшем необходимо взять под контроль бюджетную политику.
Кроме того, многим европейским экономикам просто не хватает конкурентоспособности и драйверов экономического роста. Создаваемый общеевропейский фонд помощи не способен решить ни одну из этих проблем.
Безграмотная бюджетная политика и наращивание госдолгов уже привели Евросоюз к огромным экономическим потрясениям. Греция, оказавшаяся в эпицентре долгового кризиса, была вынуждена ввести в стране режим жесткой экономии – урезать пенсии, поднять налоги и провести масштабные сокращения. Вслед за Афинами сокращать огромные дефициты бюджетов придется Португалии, Испании и Италии. Во всяком случае именно этого будут требовать от них европейские власти.
«Странам Южной Европы в ближайшие несколько лет придется несладко, - полагает директор Center for European Reform Чарльз Грант. – Первопричина кризиса, которая заключалась в отсутствии конкурентоспособности в южноевропейских экономиках, никуда не делась. Очень трудно предсказать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация в этих государствах».
Некоторые аналитики говорят и о том, что создавая антикризисный фонд страны ЕС просто тянут время. Если лидеры европейских государств не придумают, как бороться с дефицитом бюджета, и не предпримут меры для координации экономической политики, на мировых рынках вновь появятся опасения относительно дальнейшего будущего зоны евро и Евросоюза в целом.
«В ближайшем будущем европейским лидерам необходимо решить, что делать с бюджетной политикой, налогами, рынком труда и пенсионной системой», - добавляет Я. Эмманулидис, перечисляя лишь некоторые из тех проблем, которые еще предстоит решить властям союза. «Правда, это те проблемы, которые нельзя решать в разгар кризиса, а мы еще пока из него не вышли», - заключает эксперт.
Одной из крупнейших жертв долгового кризиса в еврозоне может стать Европейский центральный банк, пишет The Financial Times.
По мнению инвесторов, авторитет ЕЦБ за последние недели пострадал из-за решения приостановить рейтинговые ограничения для принятия в залог государственных облигаций, а также отказа от намерения не покупать долговые обязательства периферийных государств еврозоны.
Таким образом, растет уверенность в том, что окончательное изменение политики регулятора, в частности, отказ от принципа не увеличивать денежную массу, лишь вопрос времени, отмечает FT. Некоторые инвесторы полагают, что это будет последней каплей, которая окончательно подорвет авторитет регулятора на рынке, подчеркивает издание.
Как сообщило 16-го Радио Прага, многие малые предприятия страны, ранее с энтузиазмом поддерживавшие введение в Чехии единой европейской валюты, сейчас уже являются сторонниками отсрочки замены чешской кроны.
Таковы результаты исследования, проведенного в Республике финансовой группой Citfin среди 250 фирм, являющихся ее клиентами. До начала экономического кризиса большинство малых чешских фирм, ведущих международную торговлю, требовало как можно скорее ввести в стране единую европейскую валюту. Однако, ныне ситуация изменилась и за евро выступает лишь седьмая часть малых национальных предприятий. Остальные готовы подождать перехода на евро несколько лет.
Предприниматели опасаются проблем, которые возникли в связи с финансовой несостоятельностью Греции. Еврозона теперь уже не считается «элитарным клубом», приносящим исключительно благополучие.
Срок принятия евро в Чехии еще не был установлен, так как страна не способна выполнить требования ЕС. Для перехода на единую европейскую валюту дефицит общественных финансов страны, как известно, не должен превышать 3% ВВП, а связи с экономическим кризисом, прошлый год Чехия завершила с дефицитом в размере почти 6% ВВП.
Автогигант General Motors признает, что замедление роста в Китае не позволяет компании пересмотреть прогноз по продажам в 2010 г. в сторону снижения.
Продажи GM в Китае превысят 2 млн. автомобилей в этом году, сообщил Кевин Вейл, президент китайского подразделения компании. Всего автопроизводители продадут в Китае 15,5 млн. автомобилей в 2010 г.
Ежемесячный прирост продаж автомобилей в Китае замедлился в апреле до самого низкого уровня с марта 2009 г. на фоне роста потребительских цен и цен на недвижимость. Продажи автомобилей, спортивных машин и многоцелевых автомобилей выросли на 33%, до 1,11 млн штук по сравнению с прошлым годом. В марте прирост год к году составил 63%, сообщила Китайская ассоциация производителей автомобилей 10 мая.
Замедление роста – это «естественная часть производственного цикла», - сказал в воскресенье Вейл. «Люди должны управлять этим процессом, чтобы не остаться с затоваренными складам».
Китай, обогнавший США, став крупнейшим в мире производителем автомобилей в прошлом году, стал крупнейшим рынком сбыта продукции GM. Компания намерена увеличить продажи до 3 млн. штук в год к 2015 г. Компания планирует представить 25 новых или модифицированных моделей к концу 2011 г., сообщает Bloomberg.
В апреле продажи GM в Китае составили 213,115 тыс. автомобилей в 2009 г. продажи составили 1,83 млн. штук.
С 1 июля австралийская железная руда может подорожать на 32%, до 158 дол. за т, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на отраслевое издание Japan Metal Daily.
Украинские производители руды традиционно привязывают стоимость своей продукции к мировым ценам. Оценка будущей стоимости сырья основывается на усредненном за три месяца уровне цен спотового рынка с марта по май. Цена 158 дол. за т в 2,6 раза превышает уровень контрактных цен, действовавших в предыдущем финансовом году (с апреля 2009 по март 2010 г.).
В нынешнем году ведущие поставщики железной руды заявили о переходе от годовых контрактных цен к поквартальному ценообразованию с привязкой к спотовым ориентирам.
Никель, вероятно, будет единственным среди промышленных металлов в этом году, у которого производство будут отставать от спроса, полагают аналитики Bank of America Merrill Lynch.
«Высокая премия по контрактам с физическими поставками указывает на то, что излишка никеля нет, - говорится в отчете банка. - Наши оценки показывают, что средняя региональная (США, Япония, Европа) премия по никелю в апреле оправдывает цены в районе $27,5 тыс. за тонну».
Есть высокая вероятность экспансии уверенного доминирования клиентского спроса на рынке безналичного доллара на рынок наличных. Последнее, со слов дилеров днепропетровского коммбанка-«бегемота», наблюдается вот уже три сессии подряд и, по всей видимости, отчасти стало следствием баксоукрепляжа на мировом форексе.
Меж тем у этого сюжета есть неприятная сторона: как известно, «бычий» тренд на рынке наличных сопровождается «адекватным» снижением ликвидности. С учетом того, что дела на этом участке в последнее время и так не очень благополучны, существует вероятность очередного «застоя» или бокового тренда на фоне некоторого подорожания наличного доллара.
К последнему, полагаю, отчасти «приложит руку» и выход остатков инвесторов из падающего евронала.
Не исключено, что это будет продолжаться недолго: по нашему мнению в среднесрочной перспективе вероятен незначительный отскок евро относительно доллара на мировом форексе(см. видео от ДС), однако впоследствии «медведи» все-таки вернутся на «евроучасток» с сообразной реакцией его котировок.
Думаю, в момент «пересменки» на фоне некоторых миниажитаций вероятна реанимация ликвидности.
Впрочем, это может произойти и раньше. По мере ожидаемого появления «свежей»(эмиссионной) гривни.
В процессе подготовки раздела использовалась информация сайтов:
www.bloomberg.com, http://ru.today.reuters.com/, http://finance.ua ,
http://www.forexite.com/, www.ukranews.com, http://www.k2kapital.com/, http://www.mineral.ru