Пятая колонна в ЕЦБ? ЧII
Стало быть, 03-го евро провалился, в чем причины, кто виноват, есть ли вообще такие? Ведь не зря администрация Германии хочет создание пакта о конкурентоспособности. Также нестабильность в Северной Африке, занимающими основное место в головах трейдеров последние недели, европейский долговой кризис как-то выпал из поля зрения радаров, по крайней мере, на данный момент.
В свою очередь Германия на этом фоне упорно работала над множеством различных мероприятий, созданных для поддержания евро. Согласно нашим источникам в ФРГ, канцлер Германии постарается заручиться поддержкой глав ЕС в пятницу в отношении «Пакта о конкурентоспособности». Идея, лежащая в этом пакте, предполагает достижение большей однообразности и интеграции финансовой, экономической и социальной политики среди членов еврозоны, отчетливо осознавая, что пострадавшие нации не смогут расплатиться со своими долгами без увеличения их конкурентоспособности. Предложенные меры включают унификацию пенсионного возраста и долговых правил. На первый взгляд, такие предложения имеют свои плюсы, хотя как они будут воплощены в жизнь еще остается увидеть.
Стало быть, де-факто Трише выступил в защиту сохранения низких ставок.
Но есть один сигнал в словах руководства ЕЦБ: всегда после спокойных заявлений центробанка и обещаний внимательно отслеживать рост инфляционного давления обычно следует ужесточение политики.
ЕЦБ будет поднимать ставки не раньше IV квартала, показал консенсус-прогноз Bloomberg. Мы считаем, что рынок должен быть готов к тому, что это может произойти раньше. Причем последствия от этого окажутся усугубленными из-за непоследовательности главного банкира Европы.
Всем известно, что в условиях роста инфляции она сметает со своего пути номинальные активы типа облигаций, а реальные, такие как сырье и акции, становятся «тихой гаванью».
Тем не менее, так происходит не всегда.
Возьмем акции. При высоких темпах инфляции они обычно проявляют себя не лучшим образом. Этот отрицательный эффект смягчается за счет прироста реальных дивидендов, который в этот период, как правило, выше. Инфляция может ударить по облигациям, но и по акциям тоже.
На протяжении почти всего тридцатилетнего периода, что наблюдалось снижение инфляции после достижения ей максимальных значений в 1970-х г.г., фондовый рынок пребывал в состоянии бума, выраженного ростом мультипликаторов на фоне экономической стабильности, установившейся во время «Великой сдержанности», и разжигающей у инвесторов аппетиты к риску в расчете на хорошую и долгую отдачу.
Между тем, как показывает практика, рост инфляции часто негативно сказывается на рынке акций.
Означает ли это, что акции всегда плохо себя ведут при высоких темпах инфляции? Нет. Как отмечают специалисты, в 1975 г. рост британского фондового рынка составил 140% при динамике инфляции на уровне 25%. Но за этим стоял тот факт, что оценка стоимости компаний происходила на основании ее ежеквартального отчета о прибыли, чего ранее не бывало.
В такие периоды, переоценка фондового рынка наступает за счет сокращения позиций по облигациям. Другими словами, когда для облигаций наступают тяжелые времена, фондовый рынок не предлагает большую прибыль, но он защищает от увеличения номинальной дивидендной доходности.
Что же происходит сейчас? Потребительская инфляция набирает обороты в основном на фоне удорожания сырья. Инвесторы отреагировали на это событие распродажей облигаций. Но акции сохранили почву под ногами, поднявшись до максимумов, не виданных со времен банкротства Lehman Brothers.
Однако этот феномен имеет временный характер. В дальнейшем, скорее всего, наметится снижение рыночной стоимости акционерного капитала, так как инвесторы будут обеспокоены динамикой инфляции, а доходность облигаций увеличится. Росту котировок обычно способствует рост левериджа. При отсутствии необходимого уровня поддержки в виде кредитов мультипликаторы и без того переоцененного фондового рынка будут снижаться в связи с ростом инфляции, как это было ранее.
Может, конечно, на этот раз все будет по-другому.