rjkz написав:Мне вообще страшно представить как эта война отразится на психике детей, которые остались в Украине.
на тех, кто не потеряли дом/родителя никак не отразится. Детство нормотипичных это высокая нейропластичность. Ребенок может радоваться обычным простым вещам и не замечать катастроф и трагедий.
ЛАД написав:Я не специалист, тем более, не вижу вашего ребёнка, так что никаких советов. Но вы вспомнили себя в своём детстве. Сильно это вам помешало в жизни? Дети разные. Когда выхожу с детьми на детскую площадку, наблюдаю. Вижу только одну девочку, гуляющую без родителей (речь о детях примерно до 12 лет). У нас сегодня детей самостоятельно гулять не рискуют отпускать, разве что под окнами. Смотрю на своих - внучка (8 лет), если нет знакомых, находит кого-нибудь и через 3 минуты у неё уже подружка/и. Причём возраст подружек особого значения не имеет - это может быть и на 5 лет младше, и на 2-3 года старше (ещё более старшим уже с ней не интересно). Внук на 2 года младше. Он никого особо не боится, если с сестрой и её друзьями/подружками, то с удовольствием играет, но сам практически не знакомится. Не с кем поиграть - будет сидеть в песочнице и что-то лепить или (чаще) играться с машинками и песком. Дома он раскрепощенный, веселый и расслабленный, но не могу сказать, что он скованный на детской площадке. Возможно, такая разница связана с разным опытом в раннем детстве. До войны в доме было много детей, выходили на детскую площадку во дворе (особенно летом) и игрались. Дети знали друг друга и родителей. А в 2022 город был пустой, детей было очень мало, в доме практически не осталось никого. В 2023 стало несколько получше, но тоже не очень. Так что он привык играть с сестрой. Война... Он боится (не любит?) громких звуков (затыкает уши) - сирены воздушной тревоги (при этом сирены скорой помощи не боится), шума поездов в метро, из-за этого в метро стараемся не ездить.
Мне вообще страшно представить как эта война отразится на психике детей, которые остались в Украине.
Якщо це не безпосередній вплив (попадали під обстріли, змушені були евакуюватися) то думаю вплив менший ніж 90ті роки свого часу. Як це не дивно.
Бетон написав:Заметил, что "шановний" в Украине означает совсем обратное
Вовочка сидит на уроке и все время говорит своей соседке Маше: — Маша — дура, Маша — дура, Маша — дура! Учительница, услышав это, выгоняет Вовочку из класса и говорит: — Иди и подумай! Потом зайдешь, повторишь три раза Маша не дура и извинишься. Вовочка выходит из класса, заходит обратно и говорит: — Маша не дура. Маша не дура? Маша не дура? Ну, извините…
Шановний Бетоне! Позвольте заметить, что в таких ситуациях слова обычно не виноваты. Все зависит от настроения и контекста. Когда-то гаишники любили обращаться к водителю по отчеству без имени. Вот, вроде, и собственное отчество, а звучало как откровенное хамство. И это не удивительно, в устах хама даже обращение "Ваше Величество" будет звучать как ругательство.
rjkz написав:......... Мне вообще страшно представить как эта война отразится на психике детей, которые остались в Украине.
Якщо це не безпосередній вплив (попадали під обстріли, змушені були евакуюватися) то думаю вплив менший ніж 90ті роки свого часу. Як це не дивно.
Совсем не уверен. 90-е больше отразились на морали, а не на психике. И сегодня змушених евакуюватися и попадавших под обстрелы очень много. "попадавших под обстрелы" - я не имею ввиду только тех, рядом с которыми взрывался снаряд, ракета или шахед. Но если даже прилёт был в 100-200 м от дома (это очень громко) и в квартирах повылетали стёкла, а недалеко большая воронка, это тоже "попадавшие под обстрелы". Да и просто сирена возд. тревоги тоже действует, когда ребёнок понимает, что она означает.
ЛАД написав:Совсем не уверен. 90-е больше отразились на морали, а не на психике.
Я думаю, что степень психологической травмы в обоих случаях зависит(зависела) от проведения находящихся рядом взрослых. Наибольшую травму наносит нахождение а атмосфере паники или истерики.
ЛАД написав:Совсем не уверен. 90-е больше отразились на морали, а не на психике.
Я думаю, что степень психологической травмы в обоих случаях зависит(зависела) от проведения находящихся рядом взрослых. Наибольшую травму наносит нахождение а атмосфере паники или истерики.
rjkz написав:............. Сейчас мой старший имеет проблемы с социализацией. У младшего она менее выражена. Собственно, эта ветка меня и интересует поэтому. ............. Я не специалист, но слышал (знаю?) что у аутизма очень много градаций и в какой момент назвать интроверта ребенком с РАС - очень тонкий вопрос. Я видел ярко выраженных аутистов. Нет, это не аутизм. Но в какой степени РАС и есть ли оно вообще - не могу сказать. Равно настолько, насколько и мне можно было это приписать в моем детстве. Он не идет на контакт самостоятельно. Желания особо социализироваться у него нет. Проблему, которую я вижу, и она с раннего детства - он медленно адаптируется ко всему новому. Но очень хорошо учится. Его в раннем детстве "научили учиться". Но он не замкнут. Дома он раскрепощенный, веселый и расслабленный. Но я вижу, что как только он переступает порог, то сразу меняется. ............
Я не специалист, тем более, не вижу вашего ребёнка, так что никаких советов. Но вы вспомнили себя в своём детстве. Сильно это вам помешало в жизни? Дети разные. Когда выхожу с детьми на детскую площадку, наблюдаю. Вижу только одну девочку, гуляющую без родителей (речь о детях примерно до 12 лет). У нас сегодня детей самостоятельно гулять не рискуют отпускать, разве что под окнами. Смотрю на своих - внучка (8 лет), если нет знакомых, находит кого-нибудь и через 3 минуты у неё уже подружка/и. Причём возраст подружек особого значения не имеет - это может быть и на 5 лет младше, и на 2-3 года старше (ещё более старшим уже с ней не интересно). Внук на 2 года младше. Он никого особо не боится, если с сестрой и её друзьями/подружками, то с удовольствием играет, но сам практически не знакомится. Не с кем поиграть - будет сидеть в песочнице и что-то лепить или (чаще) играться с машинками и песком. Дома он раскрепощенный, веселый и расслабленный, но не могу сказать, что он скованный на детской площадке. Возможно, такая разница связана с разным опытом в раннем детстве. До войны в доме было много детей, выходили на детскую площадку во дворе (особенно летом) и игрались. Дети знали друг друга и родителей. А в 2022 город был пустой, детей было очень мало, в доме практически не осталось никого. В 2023 стало несколько получше, но тоже не очень. Так что он привык играть с сестрой. Война... Он боится (не любит?) громких звуков (затыкает уши) - сирены воздушной тревоги (при этом сирены скорой помощи не боится), шума поездов в метро, из-за этого в метро стараемся не ездить.
Мне вообще страшно представить как эта война отразится на психике детей, которые остались в Украине.
С одной стороны сидела "банда" русскоязычных подростков лет 12-14, курили, матерились, с другой - черные лет 14-18 не курили, но матерились на Инглише. Мои дети выглядели испуганными и ошарашенными. Они таких детей еще не видели. В их школе такое невозможно.
Я, вообще-то, писал не к тому, как "эта война отразится на психике детей". А больше о том, не преувеличиваете ли вы проблему? Вам больше понравилось бы, если бы ваши дети не испугались, а легко влились в те компании? Вам нужна такая социализация детей?