27.09-1-3: Греческий салат – дежурное блюдо. Ч III

+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Архів відео дяді Саші. Обговорення економічних питань, а також відео. Підбиття підсумків і висновки, аналіз статистики, енергетики та промисловості
Повідомлення Додано: Вів 27 вер, 2011 08:09

27.09-1-3: Греческий салат – дежурное блюдо. Ч III

Греческий салат – дежурное блюдо. Ч III




Итак, Греция объявит дефолт — либо прямо сейчас, либо в течение нескольких месяцев. Ответной реакцией на это событие должны стать три решающих шага: сдерживание дальнейшего заражения в регионе, защита и сохранение евро, и стабилизация банковской системы.

Первое и самое безотлагательное действие: европейским лидерам будет необходимо предотвратить распространение заражения. Мы неоднократно подчеркивали ранее, что наибольшую обеспокоенность в качестве вероятных следующих мишеней вызывают Италия и Испания, однако даже несмотря на их размеры и высокий коэффициент отношения долга к ВВП, не отмечается убедительных признаков дефолта этих государств в обозримом будущем.

В этой связи ЕЦБ будет с готовностью увеличивать объемы покупок долговых обязательств Испании и Италии. Даже ФРС США, которая в соответствии с секцией 14 Закона о Федеральной резервной системе имеет полномочия приобретать иностранный госдолг, могла бы обеспечить существенную стабилизацию ситуации, начав демонстративные, пусть даже чисто символические покупки испанских и итальянских облигаций (в этом контексте оговоримся: покупка греческого долга была бы расценена как неконституционная мера фискальной политики в связи с высокой вероятностью дефолта этой страны).

Скорее всего, ключевым шагом, способным положить конец распространению «греческой инфекции», станет четкое определение стран, которые являются абсолютно защищенными, и отказ от манеры вести себя так, словно опасность не угрожает ни одному из государств региона.

Что касается евро, то, наверное, лучше всего обеспечить жизнеспособность единой валюты введением ограничений на членство в еврозоне, которые свели бы число участников валютного союза к странам со сходными макроэкономическими характеристиками, позволяющими им реализовывать единообразную и «здравую» политику бюджетной дисциплины.

Думаю, достижению этой цели не будут способствовать ни единый централизованный орган фискальной власти для всей Европы, ни эмиссия евробондов. Как мы неоднократно подчеркивали, в Европе слишком сильна экономическая неоднородность и слишком велики культурные различия, что не позволяет государствам региона отказаться от независимой фискальной политики в ущерб собственным национальным интересам.

Тем временем евробонды стали бы эффективным субсидированием и предоставлением гарантий со стороны более стабильных стран еврозоны менее стабильным соседям, что обусловило бы присутствие рисков недобросовестности и фискального безрассудства в масштабах, еще невиданных доселе в развитых странах.

В конечном счете, наиболее реальным и, пожалуй, единственным способом обеспечить сохранность евро является удаление из официального валютного блока его финансово нестабильных участников.

Периферийные государства Европы потенциально могут перейти к практике привязки обменных курсов своих валют. Конечно, даже привязка валюты может привести к валютному кризису, если фискальная дисциплина будет недостаточно сильна, что мир уже имел сомнительное удовольствие наблюдать десятилетие назад на примере Аргентины.

И, тем не менее, для стран вроде Греции и Португалии было бы гораздо лучше вернуться к нацвалютам и привязать их к евро, нежели чем разваливать систему, которая очень хорошо работает для большинства европейцев.

На этом фоне следующим пунктом должна стать стабилизация банковской системы. Все логично и просто как апельсин: если инвесторы и финансовые учреждения добровольно принимают на себя риски, связанные с получением высокой доходности, они должны быть готовы понести убытки в случае провала таких инвестиций.

Почти каждый крупный финансовый институт располагает достаточным количеством акционерного капитала и долговых обязательств для того, чтобы справиться с убытками, не переводя их на своих клиентов и контрагентов. Учреждения, «погибшие» в результате ошибочных инвестиций, должны передаваться во временное управление в связи с неплатежеспособностью и подвергаться рекапитализации уже под новым владельцем.

В любом случае, какие бы средства Европа не вознамерилась задействовать для решения кризиса, они должны быть направлены на пополнение капитала банков (лучше уже реструктурированных) и предоставление оперативно-экстренного капитала Греции, уже объявившей о дефолте.

Полагаю, это в интересах Европы, и это в интересах Греции, потому что сколь бы страстно ни мечталось политикам, что новые пакеты финансовой помощи смогут предотвратить дефолт Греции на ее текущих уровнях отношения долга к ВВП, простая арифметика и здравый смысл отказывается соглашаться с этой маниловщиной. Время для реформ фискальной политики прошло уже много лет назад, задолго до того, как показатели греческого долга взлетели до нынешних высот.

В этом контексте, полагаю, нелишне дополнить вышеозначенное «приглашение» Америки принять посильное участие в «греческом банкете», напоминанием: по данным Fitch Ratings на 31 июля 2011 г., из $658 млрд., формирующих общий размер десяти крупнейших первичных фондов денежного рынка США, $309 млрд., или 47%, приходятся на долю долговых обязательств, выпущенных европейскими банками. Уровень субординации этого долга неясен, однако можно ожидать, что в случае дефолта Греции подобная сконцентрированная доля участия денежных рынков США в долге европейских банков будет отнюдь не идеальным фактором влияния на доверие инвесторов за океаном.

Как недавно заметил Алан Мельтцер, профессор кафедры политической экономии Университета Карнеги-Меллона, Греция «может остаться в еврозоне и в течение 6-10 лет снижать цены и зарплаты на 2-3%». Американская система не стала бы терпеть такую политику, и нет причин полагать, что адепты социализма — греки пойдут на это.

Польша, которая не ответила требованиям вступления в еврозону, смогла девальвировать свою валюту и довольно неплохо перенесла экономические потрясения последних лет. Швейцария привязывает курс своей национальной валюты к евро с целью предотвратить дефляцию. Греция, так же, как Ирландия, Испания и Португалия, чувствовали бы себя намного лучше, если бы у них тоже была возможность девальвировать свои валюты.

Сейчас, в разгар долгового кризиса, Европе нужно усилить политическую интеграцию. Однако кризис сам по себе делает этот сценарий маловероятным: националистические настроения растут, немцы противостоят программам спасения.

Оптимальным решением является выход из еврозоны. Проблемные страны не могут покинуть союз: даже малейшие разговоры на эту тему вызовут массовое паническое изъятие банковских вкладов. Если такие государства, как Германия хотят избежать инфляции или участия в спасении, им самим стоит покинуть зону евро с последующим созданием новой североевропейской валюты, связывающей более жизнеспособные суверенитеты.

Оставшиеся в еврозоне страны смогут в этом случае установить реальную процентную ставку на оптимальном для них уровне. И спасать себя сами. Как это некогда сделал барон Мюнхаузен. Вытащив себя и свою лошадь из болотной топи.
дядя Caша
Аватар користувача
Нострадамус Jr
 
Повідомлень: 66033
З нами з: 29.05.06
Подякував: 4118 раз.
Подякували: 7542 раз.
 
Профіль
Форум:
+ Додати
    тему
Відповісти
на тему
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 16 гостей
Модератори: Ірина_, ТупУм, Модератор

Схожі теми

Теми
Відповіді Перегляди Останнє
0 3243
Переглянути останнє повідомлення
Вів 27 вер, 2011 08:05
дядя Caша
0 3287
Переглянути останнє повідомлення
Вів 27 вер, 2011 07:58
дядя Caша
0 3513
Переглянути останнє повідомлення
П'ят 19 лис, 2010 10:01
дядя Caша
Топ
відповідей
Топ
користувачів
Реклама